сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена анализу и описанию технологии моделирования профессиональных ситуаций для проведения испытаний по оценке тактико-психологической подготовленности сотрудников дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции. Предлагается алгоритм разработки моделируемых ситуаций, в который включены такие этапы как: 1) проведение анализа статистики дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения;2) проведение анализа типовых поведенческих реакций водителей и иных участников дорожного движения;3) определение базовых тактико-психологических приёмов, моделируемых в ролевых ситуациях и осложняющих взаимодействие;4) выделение типовых (базовых) поведенческих реакций водителей;5) оценка возможности моделирования и адаптация поведения водителей. Рассматриваются примеры описания моделируемых ситуаций.Приводимый в статье материал можно использовать как при разработке и проведении конкурсных испытаний по тактико-психологической подготовке личного состава Госавтоинспекции, так и в обучении будущих сотрудников ДПС ГИБДД.
тактико-психологическая подготовка сотрудников дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, деловая игра, моделирование профессиональных ситуаций, конкурсные испытания, проблемная ситуация
Одним из основных слагаемых профессиональной компетентности сотрудников дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции (далее - ДПС ГИБДД) является тактико-психологическая подготовленность. Этот элемент формируется в процессе профессионального обучения, совершенствуется в ходе практической деятельности, опосредуется личностными особенностями сотрудников. Определённый интерес представляют возможности проверки (оценки) наличия у личного состава ДПС ГИБДД тактико-психологической компетентности.
С 2011 года в рамкахзаключительного этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший сотрудник дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» введены испытания по тактико-психологической подготовке. В основе конкурса на этом этапе лежит метод ролевой игры с моделированием специально разработанных вводных задач.
Метод моделируемых ситуаций- это имитация определённых проблемных ситуаций, отражающих процессы профессиональной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД, где каждый из участников выполняет действия, предусмотренные его ролью [1, 2]. В испытаниях по тактико-психологической подготовке конкурсант получает билет с описанием конкретной дорожной ситуации (вводная задача), по которой он должен выполнить определённый алгоритм действий, в процессе наглядно продемонстрировать профессиональные знания, умения и навыки, выдержку и спокойствие, психологическую компетентность, чёткую последовательность в выполнении конкретных действий.
Метод моделируемых ситуаций как форма испытаний отличается от других форм оценивания, прежде всего, тем, что в нём наилучшим образом воспроизводится реальная дорожная обстановка и деятельность сотрудников ДПС во всем комплексе условий и особенностей службы.
В рамках проведения в 2016 году заключительного этапа IХ-го Всероссийского конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший сотрудник дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» нами был использован алгоритм, несколько отличный от традиционного. Так, алгоритм разработки моделируемых ситуаций был следующим:
- Проведение анализа статистики дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения. Цель - выявление типовых, «проблемных» ситуаций взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД и участников дорожного движения. Именно опора на действующую практику правоохранительной деятельности позволяет максимально приблизить условия конкурсных испытаний к реальным, учитывать специфику труда личного состава Госавтоинспекции, а также достичь цели конкурса по оценке тактико-психологической подготовленности (компетентности) сотрудников. По результатам реализации данного этапа информация систематизируется в виде типологии «проблемных» дорожных ситуаций (табл. 1).
Таблица 1
№ | Пункт КоАП | Описание дорожной ситуации |
1 | ст. 12.12 ч. 1 | Сотрудник ДПС остановил автомобиль, водитель которого проехал на запрещающий (красный) сигнал светофора. Нарушение зафиксировано прибором фото-, видеофиксации |
2 | ст. 12.15 ч. 4 | Водитель транспортного средства с целью обгона выехал на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. При этом он пересек линию разметки 1.1 и создал реальную угрозу столкновения с рейсовым автобусом. Водитель - иностранец (гражданин одной из республик Средней Азии). Имеет регистрацию по месту пребывания в г. Москве и водительское удостоверение Российской Федерации |
3 | ст. 12.16 ч. 2 | Двигаясь в «плотном» потоке транспортных средств (впереди по ходу движения наблюдался затор), водитель допустил разворот автомобиля через разметку 1.3. Нарушение зафиксировано прибором фото-, видеофиксации |
4 | ст. 12.18 | Сотрудник ДПС остановил автомобиль, водитель которого не уступил дорогу пешеходу, переходившему проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. При этом обзор водителя ничем ограничен не был, но выбранный им скоростной режим не позволил автомобилю своевременно остановиться. Пешеход едва увернулся от транспортного средства |
5 | ст. 12.16 ч. 1 | Водитель не выполнил требования дорожного знака 3.1 «Въезд запрещён», вследствие чего был остановлен сотрудником ДПС |
6 | ст. 12.12 ч. 2 | Сотрудник ДПС остановил автомобиль без государственного регистрационного знака |
7 | ст. 12.12 ч. 2 | Сотрудник ДПС остановил автомобиль с государственным регистрационным знаком, на котором применены средства и материалы, затрудняющие идентификацию |
8 | ст. 12.5 ч. 3.1 | Водитель управляет транспортным средством, имеющим явно чрезмерную тонировку передних (водительского и пассажирского) стекол. Сотрудник ДПС остановил автомобиль |
9 | ст. 12.6 | Водитель управляет транспортным средством, оборудованным ремнём безопасности, не пристегнувшись им. Нарушение зафиксировано прибором фото-, видеофиксации |
10 | ст. 12.19 ч. 2 |
Водитель оставил автомобиль на месте, отведённом для остановки инвалидов (в нарушении правил дорожного движения). Данный водитель инвалидом не является. Сотрудник ДПС заметил подходящего к автомобилю водителя (женщину). |
С точки зрения психологии, проблемная ситуация- это изначальное психологическое состояние сотрудника при его непосредственной встрече с проблемой, явно или подспудно осознаваемое им как интеллектуальное затруднение, мешающее ему в решении практической ситуации и требующее поиска новых способов действий, позволяющее снять затруднение [3, С. 8]. Проблемную ситуацию целесообразно формировать таким образом, чтобы она с позиции психологической практики имела несколько вариантов решения, максимально приближенных к оптимальному способу и применимых в реальной обстановке деятельности Госавтоинспекции. Ситуация является конструктивной основой игровой профессиональной деятельности.
2. Проведение анализа типовых поведенческих реакций водителей и иных участников дорожного движения в «проблемных» ситуациях взаимодействия с сотрудниками ДПС ГИБДД. Цель - разработка типологии «проблемных» водителей и психологических трудностей, с которыми будет сталкиваться инспекторпри соответствующем моделировании (табл. 2).
Таблица 2
№ | Типаж водителя (иного участника дорожного движения) | Проблематика поведения сотрудника ДПС ГИБДД |
1 | Водитель с «особым» статусом | Инспектор ДПС подвергается воздействию в виде апелляции к сочувствию, прощению и пониманию поведения человека с особым социальным статусом (сотрудника полиции) |
2 | Водитель-иностранец | Инспектор ДПС испытывает затруднения в общении с водителем, его понимании, а также в аргументации своих действий |
3 | Водитель с «блатным» пассажиром | Инспектор ДПС испытывает психологическое давление со стороны высоко статусного пассажира |
4 | Водитель и пешеход | Инспектор ДПС становится «заложником» конфликта между водителем и агрессивно настроенным пешеходом |
5 | Водитель - молодой человек, относящий себя к категории «золотой молодежи» | Инспектор ДПС сталкивается с хамством водителя, вызывающим поведением, неуважением, угрозами |
6 | «Наглый» водитель | Инспектор ДПС испытывает неуважение, пренебрежение, хамство, дерзкое и провокационное поведение со стороны водителя |
7 | «Лукавый» водитель | Инспектор ДПС сталкивается с непризнанием водителем своей вины, манипуляцией, лживостью, психологическим сопротивлением |
8 | «Упёртый» водитель | Инспектор ДПС дезориентирован алогичными действиями водителя, неподчинением его законным требованиям, психологическим давлением |
9 | Юридически подкованный водитель | Инспектор ДПС сталкивается с юридически грамотными действиями водителя, дотошностью, скептицизмом, требованиями строгого соблюдения Закона |
10 | «Водитель» (обольстительница) | Инспектор ДПС испытывает влияние гендерного поведения водителя - жеманность, наигранную непосредственность, стремление к пониманию, снисхождению и прощению |
3. Определение базовых тактико-психологических приёмов, моделируемых в ролевых ситуациях и осложняющих взаимодействие сотрудника ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения. Цель - разработка перечня тактико-психологических приёмов, варьируя которыми можно формировать необходимый уровень сложности моделируемой дорожной ситуации (табл. 3).
Таблица 3
№ | Наименование тактико-психологического приёма |
1 | Демонстрация плохого самочувствия (здоровья) |
2 | Отказ от выхода (покидания) из автомобиля |
3 | Отказ от подписи ознакомления с протоколом об административном правонарушении |
4 | Передача документов в бумажнике (наряду с денежными средствами) |
5 | Отказ в предоставлении необходимых документов |
6 | Требование прибытия руководителей сотрудника |
7 | Отказ от передачи в руки сотрудника необходимых документов |
8 | Ведение видеосъемки на сотовый телефон |
9 | Ссора между участниками дорожного движения (в ситуации с пешеходом, а также между водителем и случайными лицами) |
10 | Психологическое давление (угроза, жалость, сострадание и т.п.) |
11 | Демонстрация визиток «особых» лиц |
12 | Опора на женственность, женскую слабость (для женщин) |
13 |
Демонстрация непонимания сотрудника, лукавство |
14 | Требование строгого соблюдения сотрудником норм права, а также объяснения правомерности совершаемых действий |
4. Выделение типовых (базовых) поведенческих реакций водителей и иных участников дорожного движения. Цель - разработка сценариев поведения водителей в определённых ситуациях нарушения правил дорожного движения (табл. 4).
В содержание проблемной ситуации включается дополнительная информация. Так, в описание могут быть включены различные аспекты: ролевое взаимодействие участников, казалось бы, совсем не нужное для дальнейшего решения основной задачи; информация может излагаться вопреки всякой логике, беспорядочно, как правило, в том хаотичном и непоследовательном виде, в каком может встречаться в реальной практической деятельности [3, С. 12-13]. Поэтому при анализе и попытках решения конкретной задачи очень важно учиться определять сами факты от их толкования и, что более важно, уметь распознавать и учитывать, от кого исходят те или иные сведения. Для оценки тактико-психологической подготовленности сотрудников ДПС данное обстоятельство приобретает особое значение.
Таблица 4
Типаж водителя | Описание сценария поведения |
Водитель с «особым» статусом |
Водителем, нарушившим правила дорожного движения, оказался сотрудник полиции - участковый уполномоченный полиции (майор полиции) одного из районов города. Водитель вину признает, но объясняет правонарушение необходимостью срочного прибытия на место конфликта между гражданами на межэтнической почве (в районе обслуживания). Предъявляет служебное удостоверение и иные документы. Легко идет на контакт с инспектором ДПС. Со слов водителя, он находится в отгуле, но случилось ЧП. Сотрудник вынужден бросить все дела и быть на месте. Просит понять его, войти в его положение. Апеллирует к тому, что они вместе служат в соседних районах. Воздействует на жалость, подчеркивая, что в настоящее время в полиции очень строго относятся к любым нарушениям. «Вызов на ковер» может закончиться либо «нервотрепкой», а может и увольнением. «Начальник у меня своеобразный. Он в моё положение точно не войдет. Прошу тебя как коллегу, помоги, будь мужиком!» - говорит водитель. Продолжает: «Ни отпуска, ни отгулы не помогут. У меня двое детей и 1,5 года до пенсии. Поставь себя на моё место! Служишь этой системе, а она тебя использует и выбрасывает на обочину жизни… Понимаю, что принципиальность нужна, но человеческие отношения, взаимопомощь, понимание со стороны наших, своих важнее. Прошу, отпусти…» |
Водитель-иностранец | Водитель - иностранец (гражданин одной из республик Средней Азии), достаточно плохо владеющий русским языком. Имеет регистрацию по месту пребывания в г. Москве и водительское удостоверение Российской Федерации.тУтверждает, что у них всегда так ездят, это не нарушение. В дорожных знаках и разметке путается. Во многих случаях общения говорит, что не понимает сотрудника, делает противоречивые заявления. Отсутствует логика изложения информации. Постоянно переспрашивает сотрудника ДПС, не понимает и не признает вину. |
Водитель с «блатным» пассажиром |
Изначально водитель настроен воинственно. Он считает, что везёт заместителя главы местной администрации, время ограничено («Руководитель опаздывает на совещание», «До ближайшего разворота - 1,5-2 км, а движение - почти стоит», «Пытаюсь изменить маршрут», «Он нервничает, а тут Вы еще меня задерживаете»). Допущенное нарушение - это мелочь, поскольку ДТП не произошло. Апеллирует к Василию Васильевичу (пассажиру), который просит «Уважаемый, я очень спешу. Давайте разберёмся позже». Пассажир повышает голос и на водителя, и на пассажира, допускает угрозы (неприятности по работе и службе), демонстрирует звонки кому-то, выходит из авто, экспрессивно жестикулирует. Водитель явно расстроен, умоляет скорее отпустить, просит оставить у себя документы, за которыми он вернется позже (отвезя руководителя). |
Водитель и пешеход |
Водитель нормативный, факт нарушения правил признаёт. Считает, что пешеходы должны также уважать водителей, не «выбегать на проезжую часть», «ждать, когда автомобиль остановится». «Этот пешеход практически выскочил на проезжую часть, бросился под колёса» - говорит водитель. К сотруднику ДПС и водителю подходят разъяренный пешеход и его спутник. Они активно (агрессивно, порой оскорбительно) вмешиваются в разговор, пытаются указать на неправоту водителя. Допускаются выражения «о компенсации материального ущерба за испуг». Разгорается конфликт между водителем и пешеходами. |
Водитель - молодой человек, относящий себя к категории «золотой молодежи» |
Водитель ожидает пока к нему подойдет инспектор, не выходит из автомобиля. Безучастно общается с пассажирами. Все смеются. Несмотря на своеобразное поведение - и водитель, и пассажиры трезвые. Документы инспектору водитель передаёт, но при этом комментирует происходящее. Звучать выражения: «Посмотрите, какие у нас номера («блатные»)», «Вам такие не получить!», «Командир, давай разъедимся по-хорошему», «Зря ты так!». Водитель звонит своему отцу (заместителю главы районной администрации), просит инспектора поговорить с отцом. Водитель пытается повлиять на сотрудника ДПС, передавая ему различные визитки «уважаемых» в городе людей. Пассажиры также вмешиваются в составление сотрудником ДПС протокола об административном правонарушении. |
«Наглый» водитель | Водитель ожидает пока к нему подойдет инспектор, не выходит из автомобиля. Всем своим видом демонстрирует пренебрежение происходящим, безучастность и поглощенность прослушиванием музыки. Документы передает сотруднику нехотя, сопровождая действие вопросами: «Чё случилось?», «Ты кто такой?», «Откуда ты такой нарисовался?» и т.п. По его мнению, никакой угрозы безопасности дорожному движению не создал, поэтому считает, что его не за что наказывать. В ответ на законные требования сотрудника начинает снимать происходящее на сотовый телефон. Комментирует происходящее (фразы «Вот нашли себе кормушку», «Беспредельщики…»). Требует вызвать на место происшествия начальника данного инспектора. Провоцирует конфликт с сотрудником ДПС. От ознакомления с протоколом об административном правонарушении отказывается. |
«Лукавый» водитель | Водитель ожидает пока к нему подойдет инспектор, не выходит из автомобиля. Всем своим видом демонстрирует нейтральное отношение к происходящему. Интересуется причиной остановки. На вопросы о приклеенных к государственным регистрационным знакам бумажках отвечает, что не знает, каким образом, оба регистрационных знака отказались изменёнными («Наверное, кто-то пошутил, возможно, возле супермаркета. Там с меня просили деньги за сохранность, я не дал. Вот результат»). Считает, что привлекать к административной ответственности его не следует. Пытается привлечь на свою сторону пешеходов, случайно проходящих рядом. «Посмотрите, что делается - штрафуют ни за что» - обращается водитель к прохожим. Те, сочувствуя водителя, пытаются попросить сотрудника ДПС «сжалиться» и отпустить водителя («Вон сколько нарушителей…) |
«Упёртый» водитель | Водитель, видя, что к нему направляется сотрудник ДПС, оперативно опускает боковые водительские (тонированные) стекла, выключает двигатель автомобиля, вынимает ключ из замка зажигания. Документы передает сотруднику нехотя и интересуется причиной остановки. Говорит, что стеклоподъемники у него сломались, он не может поднять стекло. «Техосмотр я прошел, страховка есть. Сейчас направляюсь на станцию техосмотра (на другой конец города, 1,5 часа пути). Думаю, починят» - отвечает водитель. На конфликт явно не идёт, но содействие сотруднику ДПС не оказывает. Нарушения не признаёт по причине того, что его нет, а открытое окно не мешает управлению транспортным средством. В конце концов, поднимает стекла. При этом демонстрирует плохое самочувствие, указывает на то, что инспектор его расстроил, растет давление, кружится голова и т.п. Просит показать свидетельство о поверке прибора. Говорит и том, что сейчас, якобы, на улице высокая влажность, поэтому проводить измерения подобными приборами нельзя |
Юридически подкованный водитель | Водитель ожидает пока к нему подойдет инспектор, не выходит из автомобиля. Немного опустив боковое стекло автомобиля, интересуется: «Представьтесь, кто Вы», «Вы с какого подразделения», «Назовите фамилию Вашего руководителя». Пытается доминировать в ситуации («задавать тон разговора»). Вежливо, но настойчиво спрашивает: «На каком основании Вы меня остановили?», «Какой пункт ПДД я нарушил, почему?», «На каком основании Вы находитесь именно на этом участке дороги?». Любой вопрос или просьбу сотрудника ДПС сопровождает контр вопросом: «На каком основании я должен это делать?», «Где это написано?». Все действия совершает только после аргументированного разъяснения сотрудника правовых оснований. Уведомляет инспектора, что будет вести видеосъемку на сотовый телефон. |
«Водитель» (обольстительница) | При обращении к ней сотрудника ДПС водитель (женщина, броская внешность, раскрепощенная) высказывает удивление тем, что к ней обращено внимание. Хотя, действительно, она оставила автомобиль на месте, отведённом для остановки инвалидов, считает, что «ничего такого она не нарушила», «так здесь поступают все», «инвалидов возле торгово-развлекательного центра они никогда не видела». Оказывает незначительное противодействие сотруднику, инициирует спор. При намерении сотрудника ДПС привлечь её к административной ответственности меняет тактику и демонстрирует заинтересованное отношение к нему, желание познакомиться. Полагает, что её очарование и внешность - путь решения всех проблем. Факт нарушения правил не отрицает, но относится к произошедшему легкомысленно. Формы обращения к сотруднику - «Милый», «Дорогой», «Лапуля», «Киса» и т.п. Водитель сближает дистанцию в общении, например, «Давай не будет заниматься ерундой и поедем в кафе… Неужели, такой солидный мужчина не желает просто пообщаться… Вы мужчина моей мечты…». Рассчитывает на снисхождение. |
5. Оценка возможности моделирования и адаптация поведения водителей и иных участников дорожного движения. Цель - отработка и реализация сценариев поведения участников дорожного движения с учётом личностных возможностей статистов и их игрового опыта, обеспечения моделируемой деятельности.
Таким образом, разработанный нами и апробированный на практике подход позволяет формализовать и технологизировать процесс разработки конкурсных испытаний, обеспечить актуальность деловых ситуаций, повысить объективность оценивания тактико-психологической подготовленности личного состава Госавтоинспекции. Предлагаемый материал, несомненно, будет актуален для учебного процесса при подготовке будущих и действующих сотрудников ДПС ГИБДД.
1. Мальцева Т.В. Концептуальная модель психологического тренинга с оперативными сотрудниками полиции [Текст] / Т.В. Мальцева, В.Е. Петров // Современные образовательные технологии в подготовке специалистов правоохранительных органов : сб. мат. Всеросс. науч.-практ. конф. / Московский областной филиал Московского университета МВД России. – Руза, 2015. – С. 103-106.
2. Петров В.Е., Сметанина Н.В. Психология в схемах и таблицах [Текст] : учебное пособие – М. : Группа АБСОЛЮТ, 2009. – 64 с.
3. Байдиков В.В., Филипенкова Н.Ю., Петров, В. Е. Психологическая подготовка методом моделирования ситуаций: учебно-методическое пособие. М., 2006. 112 с.