ЗАВЕДУЮЩИЕ КАФЕДРАМИ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИИ: СТУПЕНИ РОСТА (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены подходы к исследованию особенностей состава и содержания деятельности заведующих кафедрами высших учебных заведений России. Дается обзор монографии «Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста».

Ключевые слова:
заведующие кафедрами, университет, приоритеты деятельности, функциональные процессы.
Текст

Резник С.Д., Сазыкина О.А. Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста. Монография. – М.: ИНФРА-М, 2016.

В последние десятилетия система высшего образования России находится в состоянии постоянного реформирования. Среди основных из них можно отметить переход на двухуровневую систему образования (бакалавр-магистр), ужесточение требований к оценке эффективности деятельности вузов, широкое распространение дистанционного образования, создание федеральных и национальных исследовательских университетов, а в настоящее время еще и опорных университетов. Эти изменения усложняют не только работу обычных преподавателей, но и в первую очередь деятельность управленческих кадров высших учебных заведений. 

В связи с этим проблемы профессионализма и определения новых приоритетов деятельности управленческих кадров вузов, в частности заведующих кафедрами, которые ставят перед собой авторы монографии «Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста», становятся все более актуальными и требуют своевременного решения.

Монография «Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста» [1] является логическим продолжением научных исследований авторов, связанных с изучением управленческого потенциала руководящих кадров вузов: ректоров, проректоров, деканов факультетов. Результаты этих исследований изданы научно-издательским центром «ИНФРА-М» в виде монографий «Ректоры России: система и механизмы профессионального становления» [2], «Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности» [3], «Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы» [4], а также в ряде статей [5–11].

Результаты исследований, представленные в монографии, опираются на специальный мониторинг изменений в составе и содержании деятельности заведующих кафедрами высших учебных заведений, проведенный авторами в 2003 г. в рамках выполнения проекта «Разработка и реализация внутривузовской системы формирования, обучения и развития управленческого потенциала высшей школы Российской Федерации» по заданию Минобрнауки России [12, 13], а затем в 2015 г. Такой временной период позволил выявить тенденции и особенности состава заведующих кафедрами российских вузов, а также изменения в приоритетах их деятельности.

Структурно монография состоит из восьми глав. Отметим наиболее интересные для читателя моменты.

В первой главе «Система управления высшим учебным заведением России» авторы раскрывают сущность управления высшим учебным заведением как социально-экономической системой, представляющей собой совокупность взаимосвязанных элементов, функционирование которых должно быть построено на основе четкой организационно-управленческой структуры и направлено на достижение главной цели – подготовки высококвалифицированных специалистов для отраслей народного хозяйства. 

Вторую главу «Кафедра – ключевое звено в системе управления российским университетом» авторы посвятили определению места кафедры в структуре внутривузовского менеджмента, рассмотрению особенностей и видов деятельности кафедр. 

Здесь же приведены результаты исследования изменений в структуре вузовских кафедр, которые позволили сформировать среднестатистический портрет современной вузовской кафедры, который характеризуется следующим:

  • значительное укрупнение коллективов кафедр привело к тому, что в среднем численность преподавателей кафедры составила 15 человек, при этом удельный вес кафедр численностью свыше 15 человек вырос более чем на 50% и составил 37,2% (в 2003 г. – 23,5%);
  • большинство кафедральных педагогических коллективов (58,2%) характеризуются смешанным по полу составом преподавателей;
  • продолжается повышение возраста преподавателей, что привело к тому, что средний возраст преподавателей составил 45,2 года;
  • коллективы вузовских кафедр в 2015 г., по мнению 79,6% заведующих кафедрами, по сравнению с 2003 г. стали более сплоченными;
  • увеличился удельный вес заведующих кафедрами, которые являются неформальными лидерами на кафедре, и составил 70,9%.

В третьей главе «Заведующий кафедрой университета: социологический портрет» дается оценка изменениям в составе заведующих кафедрами российских вузов, представлен социологический портрет современного заведующего кафедрой. Приведены результаты факторного анализа состава заведующих кафедрами в зависимости от их пола, возраста, стажа руководства, наличия ученой степени и характера деятельности кафедры. 

Отметим, что авторы монографии верно отметили ряд особенностей:

к 2015 г. средний возраст заведующих кафедрами еще более вырос и составил почти 55 лет, при этом средний возраст женщин – заведующих кафедрами составляет 51,3 года, что ниже среднего возраста мужчин – заведующих кафедрами на 5,2 года;

  • средний стаж руководства кафедрой в целом по российским вузам составляет 10,2 года. При этом четвертая часть опрошенных заведующих кафедрами возглавляют свои кафедры менее 3 лет, а менее 5 лет работает в должности треть заведующих кафедрами, что свидетельствует об отсутствии у них солидного опыта руководящей работы в вузе;
  • должность заведующего кафедрой является одной из самых привлекательных управленческих должностей в вузе. Заняв эту должность, заведующий твердо закрепляется в этой должности и занимает ее в течение нескольких выборных сроков, в том числе до 20 лет;
  • сравнительно высокий научный уровень заведующих кафедрами: 62,7% заведующих кафедрами – доктора наук.

В четвертой главе «Особенности управленческого воздействия заведующих кафедрами» авторы рассматривают проблемы управления персоналом на вузовских кафедрах, в том числе использование административных, экономических и социальных методов руководства, формирование индивидуального стиля заведующего кафедрой, профилактика конфликтов и принципы общения заведующего кафедрой с руководством и преподавателями. 

В этой главе представлены результаты исследований, свидетельствующие:

  • об увеличении удельного веса заведующих кафедрами, которые являются неформальными лидерами на кафедре;
  • об уменьшении количества заведующих кафедрами, использующих литеральный стиль руководства;
  • о росте вовлеченности преподавателей кафедры в решение управленческих проблем;
  • о повышении значимости контактов кафедр с потенциальными организациями-работодателями.

В пятой главе «Управление функциональными процессами на кафедре» особое место отводится развитию функциональных процессов на кафедре: учебной, методической и научной работы. Помимо аналитических вопросов, исследование касается также и совершенствования указанных компонентов деятельности кафедры высшего учебного заведения. 

На основе мониторинга заведующих кафедрами российских вузов, а также личного опыта авторы монографии предложили ряд мер, направленных на повышение эффективности управления функциональными процессами на вузовской кафедре по следующим аспектам:

  • организация деятельности кафедр;
  • увеличение полномочий заведующих кафедрами;
  • мотивация и стимулирование работы заведующих кафедрами;
  • повышение квалификации заведующих кафедрами;
  • повышение эффективности учебного процесса и научной работы;
  • организация документооборота на кафедре.

В шестой главе «Личная организация заведующего кафедрой» особое внимание уделяется организации личного труда заведующих кафедрами. Подробно рассматриваются возможности совершенствования процессов планирования рабочего времени руководителя, организации его рабочего места и режима дня.

В седьмой главе «Формирование и подготовка внутривузовского резерва управленческих кадров» авторы анализируют процессы планирования и подготовки резерва руководителей, обосновывают технологии формирования управленческого потенциала и процесса подбора кандидатов в состав кадрового резерва. Формированию кадрового резервы авторы уделяют особое внимание, раскрывая на страницах монографии структуру управленческого резерва вуза, процесс работы с резервом на выдвижение, особенности обучения резервных работников и процедуры аттестации резерва управленческих кадров вуза.

Отдельного внимания со стороны читателя заслуживает восьмая, заключительная, глава, в которой представлено современное научно-методическое обеспечение внутривузовского менеджмента, предназначенное для профессионализации работы заведующих кафедрами, деканов и ректорского корпуса и включающее обзор специальных учебников и практических пособий.

По результатам исследований авторами были подготовлены и изданы научные статьи [14, 15].

Отметим, что достоинством работы является целостное и системное освещение содержания и специфики деятельности заведующих кафедрами высших учебных заведений России. Содержание рукописи соответствует указанной тематике. Ее отличает доступный стиль изложения материала. С точки зрения методологии рукопись отвечает требованиям, предъявляемым к научным монографиям, содержит обзор 159 библиографических источников, статистические данные о динамике изменений объекта исследования за 2000–2015 гг., методологический инструментарий проведения исследования, результаты мониторинга 350 заведующих кафедрами 24 российских вузов и 30 экспертов – опытных представителей вузовского менеджмента, представляющих 20 университетов России, а также практические рекомендации по повышению эффективности деятельности вузовских кафедр. 

Результаты исследований, представленные в монографии, были апробированы при проведении тренинг-семинаров с руководящими кадрами в Южном федеральном университете, могут быть использованы в деятельности высших учебных заведений России, а также в учебном процессе студентов, обучающихся по направлению 38.04.02 «Менеджмент».

Монография может служить поддержкой системе управления высшей школой. Будет полезна для руководящих кадров вузов, как молодых, так и опытных заведующих кафедрами, а также для всего руководящего корпуса вуза.

Список литературы

1. Резник С.Д. Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина. – М.: ИНФРА-М, 2016.

2. Резник С.Д. Ректоры России: система и механизмы профессионального продвижения [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 232 с.

3. Резник С.Д. Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин, О.И. Шестернина; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 204 с.

4. Резник С.Д. Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 288 с.

5. Резник С.Д. Моделирование качеств руководящих работников высшего учебного заведения [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, О.И. Шестернина // Управление инновациями-2006 Материалы международной научно-практической конференции; под ред. Р.М. Нижегородцева. – М.: Доброе слово, 2006. – С. 280–284.

6. Еремкин А.И. Укрепление управленческой вертикали в региональном вузе: опыт и перспективы [Текст] / А.И. Еремкин, С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. – 2008. – № 2. – С. 96–101.

7. Резник С.Д. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. – 2008. – № 6. – С. 57–61.

8. Резник С.Д. Команда ректора: эволюция изменений структуры и содержания деятельности проректоров российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин // Университетское управление: практика и анализ. – 2012. – № 3. – С. 74–80.

9. Резник С.Д. Особенности и пути оптимизации системы управления высшим учебным заведением [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. – № 4–1 (52). – С. 313–318.

10. Резник С.Д. Управленческое резервирование и его роль в повышении профессионализма университетского менеджмента [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. – 2013. – № 3. – С. 46–52.

11. Сазыкина О.А. Моделирование профессиональных компетенций преподавателя вуза, совмещающего научно-педагогическую и управленческую деятельность [Текст] О.А. Сазыкина // Russian Journal of Management. – М.: ИНФРА-М. – 2013. – V. 1. I. 6. – C. 342–348. DOI: 10.12737/2534.

12. Резник С.Д. Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики [Текст]: монография / С.Д. Резник, С.М. Васин, О.А. Сазыкина; под ред. С.Д. Резника. – Пенза: ПГАСА, 2003. – 452 с.

13. Резник С.Д. Заведующий кафедрой вуза: черты коллективного портрета [Текст] / С.Д. Резник, С.М. Васин, О.А. Сазыкина // Социологические исследования. – 2003. – № 6. – С. 106.

14. Резник С.Д. Моделирование компетенций заведующих кафедрами российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Russian Journal of Management. – М.: ИНФРА-М. – 2015. – V. 3. I. 2. – C. 140–149. – DOI: 10.12737/11864

15. Резник С.Д. Управление функциональными процессами на вузовской кафедре: результаты социологического мониторинга заведующих кафедрами российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Russian Journal of Management. – М.: ИНФРА-М. – 2015. – V. 3. I. 4. – C. 407–418. – DOI 10.12737/13108.

Войти или Создать
* Забыли пароль?