с 01.01.2015 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье обобщены основные выводы монографии О.В. Евтихова «Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов».
профессионализм, профессиональная компетентность, образовательная среда, курсант, правоохранительные органы.
Развитие общества диктует все возрастающие требования к подготовке профессионально компетентных специалистов, обладающих не только знаниями, умениями и навыками, а сформированной профессиональной компетентностью, необходимой для осуществления результативной профессиональной деятельности. Внедрение в вузах компетентностного подхода приводит к актуализации проблемы совершенствования методов и педагогических технологий профессионального обучения. При этом специфика обучения сотрудников полиции в вузах правоохранительных органов, заключающаяся в совмещении учебной и служебной деятельностей курсантов и их проживании на территории образовательной организации, обусловливает ее наполнение большим количеством внеучебных мероприятий, проводимых различными службами (психологической, воспитательной, курсовыми командирами и др.). При этом, как справедливо отмечено О.В. Евтиховым в новой монографии «Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов», изданной в издательстве «ИНФРА-М», «… в настоящее время нет четкого представления о том, какие внеучебные мероприятия и в какой степени участвуют в процессе формирования профессиональных компетенций курсантов. …Соответственно, для повышения результативности обучения курсантов необходима интеграция всех мероприятий учебно-воспитательного процесса в единую педагогическую систему, нацеленную на подготовку высококвалифицированных специалистов» [1].
В монографии представлены материалы исследования, целью которого являлось теоретико-методологическое обоснование педагогической концепции формирования профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов и разработка организационно-методическое обеспечения ее реализации.
На основе проведенного автором обширного исследования, отдельные результаты которого апробированы в научных публикациях [2–7], в монографии:
- уточнена сущность профессиональной компетентности выпускника вуза правоохранительных органов;
- обоснована структурная модель профессиональной компетентности выпускника вуза правоохранительных органов;
- конкретизированы факторы, определяющие специфику обучения курсантов в ведомственных вузах и охарактеризована структуру образовательной среды вуза правоохранительных органов;
- обоснована педагогическая концепция формирования профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов.
Разработанное в рамках исследования организационно-методическое обеспечение практической реализации комплексной программы формирования профессиональной компетентности курсантов построено на основе авторских научно-методических разработок, апробированных в публикациях автора [8–13].
В целом монографию О.В. Евтихова «Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов» отличает системный подход к решению научной проблемы. Представленные в ней результаты могут составлять научно-методическую базу для совершенствования образовательного процесса вузов в части повышения результативности учебно-воспитательного процесса и оптимизации деятельности подразделений морально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса ведомственных вузов правоохранительных органов. Выводы, сделанные в монографии, являются значимыми для расширения методической работы кафедр и служб образовательных организаций, что обогащает теорию и методику профессионального образования.
1. Евтихов О.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: монография [Текст] / О.В. Евтихов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 181 с.
2. Евтихов О.В. Организационно-структурная модель образовательной среды вуза правоохранительных органов [Текст] / О.В. Евтихов // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2015. – № 4 (63). – С. 92–96.
3. Евтихов О.В. Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема [Текст] / О.В. Евтихов, А.Ф. Караваев // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. – № 1 (48). – С. 128–132.
4. Евтихов О.В. Особенности организации практико-ориентированного обучения студентов на основе проведения деловой игры [Текст] / О.В. Евтихов, В.А. Адольф // Инновации в образовании. – 2014. – № 12.
5. Евтихов О.В. Структура профессиональной компетентности выпускника вуза правоохранительных органов [Текст] / О.В. Евтихов, В.А. Адольф // Научное обозрение: гуманитарные исследования – 2014. – № 8. – С. 6–15.
6. Евтихов О.В. Специфика и структура профессионально-развивающей образовательной среды вуза правоохранительных органов [Текст] / О.В. Евтихов // Вестник СибЮИ ФСКН России. – Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. – № 4 (21). – С. 132–139.
7. Евтихов О.В. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов [Текст]: монография / О.В. Евтихов, В.А. Адольф. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014. – 378 с.
8. Евтихов О.В. Управление персоналом организации [Текст]: учеб. пособие / О.В. Евтихов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 297 с.
9. Невирко Д.Д. Организация и методики социопсихологического обеспечения учебной и служебной деятельности образовательного учреждения правоохранительных органов [Текст]: учебно-методическое пособие / Д.Д. Невирко, О. В. Евтихов. – Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. – 232 с.
10. Евтихов О.В. Развитие лидерского потенциала руководителя [Текст]: монография / О.В. Евтихов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 198 с.
11. Евтихов О.В. Лидерство как социально-когнитивный феномен [Текст] / О.В. Евтихов // Альма Матер: Вестник высшей школы. – 2010. – № 7. – С. 76.
12. Евтихов О.В. Подготовка и проведение руководителем индивидуальной воспитательной беседы [Текст] / О.В. Евтихов // Вестник кадровой политики МВД России. – М.: ЦОКР МВД России, 2011. – № 2. – С. 7–11.
13. Евтихов О.В. Имидж и харизма лидера как когнитивные образы, формируемые в восприятии последователей [Текст] / О.В. Евтихов // Russian journal of management. – М.: Издательский центр РИОР, 2014. – Т. 2. – № 4. – С. 179–187.