Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются социальные и психолого-педагогические основы консультационной деятельности в процессе развития и модернизации российского образования, анализируются ее основные принципы, виды, методы, средства, особенности.
образовательный консалтинг, консультационная деятельность в образовании, социальные психолого-педагогические основы консультационной деятельности, принципы, виды и формы консультационной деятельности, особенности деятельности консультанта в образовании.
Активизация всех направлений модернизации российского образования породила востребованность консультационных услуг на всех уровнях. Актуальность исследования консалтинговой деятельности в российском образовании определяется тем, что деятельность консультантов, основанная на оказании интеллектуальных услуг в инновационном развитии профессиональной деятельности педагогических и управленческих кадров, является сегодня фактором повышения их эффективности и как следствие конкурентоспособности.
В помощи консультантов нуждаются:
- руководители органов управления образованием субъектов федерации;
- руководители и специалисты органов управления образованием регионального и муниципального уровней;
- руководители и специалисты различных отраслевых образовательных структур;
- руководители, педагоги и психологи общеобразовательных учреждений, учащиеся и их родители.
Потребность в интеллектуальной помощи растет быстрее, чем происходит подготовка профессиональных помощников — консультантов, экспертов, инструкторов, преподавателей. Овладение консультативными навыками как дополнительными к своей основной специальности является крайне перспективным для профессиональной реализации специалистов и руководителей.
Более того, консультационные услуги в области образования связаны с влиянием актуальных инновационных проектов на консультационный «продукт». Процессы модернизации порождают живую инновационную практику, которая остается зачастую недостаточно обобщенной и нормативно закрепленной, что напрямую влияет как на отбор содержания консультаций, так и на отбор специалистов, способных выполнять функцию консультантов.
1. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов. — М., 1999.
2. Аминов Н.А. Некоторые теоретические аспекты дифференциальной психодиагностики специальных способностей // Типологическая диагностика и образование / Под ред. Е.П. Гусевой. М., 1994.
3. Блок П. Безупречный консалтинг (перевод с английского).-2-е изд. — М.: Питер, 2007. — 297 с.
4. Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консультирования. — СПб., 2000.
5. Коуп Мик. 7 основ консалтинга / Пер. с англ. Е. Виноградова, Е. Колотвина. — Спб.: Питер, 2007. — 336 с.
6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования: пер. слит. — М., 2000.
7. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2002.
8. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. — М., 1995.
9. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркин В.И. Стимулирование побуждения к учению. — М.,1988.
10. Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. — М.: Академия, 2006.
11. Benz Е., Rueckriem N. (Hrsg.). Der Lehrer alsBerater. — Heidelberg, 1978.
12. Burks H.M., Stefflre B. Theories of Counseling. 3-rd Ed. — New York, 1979.
13. Herbert M. Psychology for Social Workers. — London, 1988.
14. Rogers C. The characteristics of ahelping relationships // Personel and Guidance Journal. — 1958. — V. 37.