сотрудник
В настоящее время лесная политика в области лесоуправления и лесопользования в Российской Федерации направлена на возможность реализации на рынке древесины произведенной различными лесовладельцами. Решение этого острого вопроса в Республике Татарстан в большей мере связывают с запуском завода в г. Елабуга по производству древесно-стружечных плит, который послужил толчком к активным действиям со стороны Министерства лесного хозяйства, а именно возникла необходимость принятия оптимальных расчётных лесосек и размещения объёмов заготовок по лесничествам Татарстана. В статье рассмотрены: структура лесных насаждений по группам древесных пород и группам возраста Республики Татарстан по состоянию на 01.01.2016 г.; распределение лесного фонда по классам возраста; распределение площади лесов Республики Татарстан по преобладающим породам за период с 1940 по 2016 гг.
лесоустройство, расчетная лесосека, возрастная структура, древесная порода, лесоуправление, лесопользование.
На сегодняшний день насущными вопросами лесной политики в области лесоуправления и лесопользования Российской Федерации и его субъектов являются [6]:Декларирование различных форм собственности на лесной фонд с разработкой направлений и условий реформирования прав собственности (место федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и частной собственности).Разделение функций государственного управления по субъектам лесных отношений. Создание конкурентоспособной рыночной среды в лесохозяйственном производстве, обеспечивающей высокую доходность лесопользования. Приоритеты в развитии форм лесопользования (аренда, концессии, аукционы);Структурные реформы в лесопромышленном производстве (холдинги, вертикально интегрированные и горизонтально интегрированные компании и т.п.). Отраслевые, региональные и инвестиционные приоритеты в развитии и размещении лесопромышленного производства. Охрана окружающей природной среды и безотходное производство в лесопромышленном секторе (отношение к Киото-протоколу и т.п.).Рентные платежи как финансовая основа устойчивого лесопользования и эффективного ведения лесного хозяйства. Государственное управление экономическими интересами и финансовыми потоками в лесном секторе. Экологизация налоговой системы.Управление экологическими функциями лесов. Лесовосстановление, охрана и защита лесного фонда. Проблемы особо охраняемых территорий и Национальных парков. Отношение к проблеме «старовозрастных лесов». Сохранение биоразнообразияя. Экологическая сертификация лесов.Управление социальными целями и интересами (уровень доходов, занятость и т.п.).Кадровое обеспечение лесной политики: подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.Научное обеспечение лесной политики. Фундаментальные и прикладные исследования. Формы организации научных исследований. Направления реформирования лесного законодательства.Исходя из вышеописанного можно выделить следующую классификацию функций государственного управления лесами [6]:Правоустанавливающие.Функции управления собственностью:2.1. Распорядительные.2.2. Организационные.Надзорные:3.1. Контроль за исполнением переданных полномочий.3.2. Надзор за исполнением законодательства.Охранные.Мы остановимся на более тщательном рассмотрении некоторых проблем лесной политики в области лесоуправления и лесопользования Российской Федерации, в том числе и Республике Татарстан.Анализ и обсуждение результатов. В соответствии со статьей 86 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательств Российской Федерации, 2006 г., № 50 ст. 5278) был составлен «Лесной план Республики Татарстан», который является провоустанавливающим документом в области лесного планирования Республики Татарстан и предусматривает развитие лесной отрасли с 2009 по 2018 годы. Выполнение мероприятий, предусмотренных Лесным планом, позволит улучшить эффективность использования лесных ресурсов Республики [4].
1. Абрамова Л.В. Повышение лесоводственной эффективности управления лесным фондом средствами информационных технологий: монография / Л.В. Абрамова, П.А. Феклистов; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2015. – 171 с.
2. Гурьев А.Т. Торхов С.В., Трубин Д.В., Абрамова Л.В. / Функциональное моделирование лесного хозяйства // Изв. вузов. Лесн. журн. – 2004. – № 1. – С. 135–144.
3. Использование ГИС в лесном хозяйстве и лесной промышленности. М., 2005. URL: http://www.dataplus.ru/News/index.html.
4. Лесной План Республики Татарстан. – Казань.: МЛХ, 2009. -465 с.
5. Минниханов Р.Н., Гиззатуллин В.Н., Газизуллин А.Х. Динамика лесного фонда Республики Татарстан в период с 1940 по 2006 гг. и неотложные проблемы лесного сектора. Научный журнал «Вестник Казанского ГАУ», 2007, № 1(5). -С. 66-69.
6. Петров А.П. Государственное управление лесами. – Пушкино М.о., 2012 г.
7. Чупров Н.П., Антуфьева Е.Д. Динамическая модель непрерывного пользования лесом // Экономические вопросы развития лесного хозяйства Европейского Севера. – Архангельск, 1981, С. 47–61.