Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей развития экономического и промышленно-производственного комплекса для повышения благосостояния нашей страны. Со стороны государства, центральной власти, в целях преодоления неравномерности социально-экономического и культурного развития сельских регионов, способов повышения эффективности управленческих решений и поддержки сельских территорий необходимо повысить адресность этой поддержки. Гранты обязаны послужить развитию малого бизнеса в агропромышленном комплексе и укреплению фермерства.
многоотраслевая система, аграрная политика России, животноводческие фермы, выпуск сельхозпродукции, проведение земельной реформы,
Агропромышленный комплекс России включает в себя свыше 60 отраслей народного хозяйства, которая требует выстраивания индивидуальной экономической, технологической и организационной политики по отношению к каждой отрасли. Главной задачей аграрной политики России является выделение средств из федерального бюджета для поддержки фермеров и начинающих предпринимателей. Сегодня необходимо предоставлять сельскому населению более широкие возможности для открытия собственного дела, так как это поможет еще и решению проблемы занятости сельского населения. Из федерального бюджета в 2014 году на поддержку начинающих фермеров было выделено 2 млрд рублей и на развитие семейных животноводческих ферм - 1,5 млрд рублей. Исследование форм и методов проведения преобразований в ходе аграрной реформы. В начале 1990-х гг. было приватизировано около 70% сельскохозяйственных угодий, которые перешли в руки сельскохозяйственных организаций, фермеров, отдельных граждан. Это должно было повысить производство сельскохозяйственной продукции и увеличить поголовье скота. Однако в 1990-е годы выпуск сельскохозяйственной продукции радикально снизился и возобновление по основным видам сельхозпродукции, кроме молока и яиц, произошло лишь в следующем десятилетии, а производство овощей даже превысило дореформенный уровень. Валовой выход зерновой продукции (после доработки), составлявший в среднем за 1986-1990 гг. 104 млн т, в 1996-2000 гг.снизился до 65 млн т, а в 2005-2009 годах видим рост до 88 млн т. В 1989 г. производство мяса всех видов (в убойном весе) составляло 10,1 млн рублей, в 2000 году было значительное снижение объёмов до 4,4 млн т, но уже в 2009 году производство мяса увеличилось и достигло 6,7 млн. т. Частичное восстановление производства мяса произошло в основном за счет таких отраслей животноводства, как птицеводство и свиноводство. Основное влияние на данный рост оказали быстрая окупаемость современных птицефабрик и свиноферм, а также невысокая цена на зерно. Производство же говядины в России все еще дорогостоящее производство, в связи с длительными (около семи лет) сроками их окупаемости наблюдается недостаточных инвестиций в отрасль животноводства, а также из-за не полной обеспеченности сочными кормами и высокой продолжительности стойлового периода содержания крупного рогатого скота. Сегодня формы и методы проведения преобразований на селе в значительной степени отличаются от реформы прошлых лет. Перспективным считаем трансформацию ценового механизма взаимоотношений производителей сельскохозяйственной продукции и инфраструктурных организаций, доводящих продукцию до конечного потребителя в сторону смещения диктата цен на первичные уровни производства и установления нормативной надбавки на каждом этапе переработки и доведения продукции до потребителя. Такой подход даст обоснованную базу [5] для расширения кредитования производства сельхозпродукции, что бесспорно приведет к росту аграрного производства.Реформа 1990-х гг. предусматривала радикальные преобразования в аграрном секторе экономики России. Цель реформы заключалась в реорганизации колхозов и совхозов, проведении земельной реформы, которая была нацелена на повышение социальной активности и хозяйственной инициативы жителей села и формирование частного сектора аграрной экономики. Каждый работник получил право свободного выхода из состава коллективного хозяйства, а трудовые коллективы получили возможность свободного выбора форм хозяйствования. Жители села были наделены имущественными и земельными паями, что обеспечило им определенный стартовый капитал для создания собственного дела на кооперативных или индивидуальных началах.
1. Калугина З.И. Вектор посткризисного развития российской деревни // Регион: экономика и социология. – 2010. – № 3. – С. 115–135.
2. Лихачев Н.Е. Аграрные преобразования в Беларуси: социологический анализ ситуации. // Социология. – 2008. – № 1. – С. 124–131.
3. Рязанцев И.П., Халиков М.С. Экономическая социология. Региональный аспект. – М., 2003.
4. Леметти Ю.А. Базовые проблемы перехода сельского хозяйства России на путь устойчивого развития // URL: Hhttp://ecsocman.hse.ru/dataH /2011/07/14/1267421123/1.pdf.
5. Залалтдинов М.М./Ценовой фактор оценки стоимости будущего урожая, идущего в качестве залога //Ученые записки ИСГЗ – 2015. – С.118-127 - № 2(13)
6. Ханнанов М.М., Мусташкина Д.А. Развитие и поддержка малого бизнеса в сельском хозяйстве // Sviluppo e sostegno delle piccole imprese nel settore agricolo.Italian Science Review. 2015; 11(32). PP. 75-76.
7. Хаялеева Ч.С. Карпова Н.В., Мусташкина Д.А. Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан //Ученые записки КГАВМ – 2015 – том 223(III) С.221-224