КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВУЗОВ В РЕГИОНЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время одной из важных задач для вузов становится комплексный подход к системе профориентационной работы с молодежью начиная с абитуриента и заканчивая выпускником, с учетом их личных возможностей и способностей, а также состояния и перспектив развития региональной экономики и рынка труда. В статье рассмотрены функции основных субъектов по профориентации молодежи в целом и сделан акцент на роль вузов в этом направлении. Приведены результаты исследования предпочтений абитуриентов в выборе образовательных услуг и оценки эффективности профориентационной работы в регионе, сделаны выводы. Обоснована необходимость разработки концепции профориентационной работы высших учебных заведений Оренбургской области с молодежью. Сформулированы принципы, представлен механизм реализации профориентационной работы и определены основные направления совершенствования работы вузов Оренбургской области по этапам профориентации.

Ключевые слова:
профориентация, абитуриент, профессиональное самоопределение, регион, вуз, концепция.
Текст

Актуальность проблемы. Система профессиональной ориентации молодежи в современных условиях развивается и за последние годы изменилась в качественном порядке 

благодаря применению современных информационных технологий в организации данного процесса. Отмечается разнообразие мероприятий, самостоятельно проводимых школами, вузами, активное взаимодействие образовательных организаций общего, среднего и высшего образования и работодателями. В текущих условиях учитывается прогноз востребованности профессий на рынке труда по данным служб занятости населения [1, 2]. Кроме того, осознается высокая важность этой работы в школах, в вовлечении учащихся и их родителей в процесс профориентации школьников младшего звена, а также непосредственная профориентационная работа вузов по привлечению потенциальных абитуриентов.

Профориентация в образовательных учреждениях и профессиональных учебных заведениях в большинстве случаев выполняется формально, часто по собственной инициативе или по инициативе администрации образовательного учреждения.

Подразделения (департаменты, службы) Министерства труда и занятости РФ оказывают профориентационные услуги наряду с помощью в поиске места работы и трудоустройстве. В обязанности профконсультантов Минтруда России вменено проведение профориентационной работы с различными категориями населения, включая учащихся общеобразовательных школ (мониторинг профессиональных предпочтений и планов, ярмарки профессий, индивидуальные и групповые консультации) [3].

Список литературы

1. Ермакова Ж.А. Перевод экономики на высшие технологические уклады: проблема квалифицированных кадров (регион. аспект) [Текст] / Ж.А. Ермакова // Рос. акад. наук, Урал. отд., Ин-т экономики, 2004. — 43 с.

2. Докашенко Л.В. Роль человеческих ресурсов в развитии инновационной экономики [Текст] / Л.В. Докашенко, В.В. Боброва // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2011. — № 13. — С. 141–146.

3. Никулина Ю.Н. Внедрение результатов исследований потребителей образовательных услуг в систему управления вузом [Текст] / Ю.Н. Никулина, А.В. Матюшко // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 3. — С. 363–367.

4. Shestakova E.V. The mechanism of the enterprise self-development [Теxt] / E.V. Shestakova // В сб.: The Strategies of Modern Science Development: Proceedings of the VIII International scientific-practical conference North Charleston, SC. — USA. — 2015. — С. 139–142.

5. Струзберг Г.В. Интеграционное взаимодействие вузов с субъектами рынка труда [Текст] / Г.В. Струзберг, Ю.Н. Никулина // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. — С. 1445–1450.

6. Концепция развития высшего образования Оренбургской области. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.orenrectors.ru

7. Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года. Утверждена постановлением Правительства области от 20.08.2010 № 551-пп.

8. Карпова Г.В. Мониторинг становления конкурентоспособного специалиста: сборник результатов исследований за 2012–2013 учебный год [Текст] / Г.В. Карпова [и др.]; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2013. — 164 с.

9. Спрос и предложение на рынке труда региона за IV квартал 2015 года [Электронный ресурс]. — URL: http://job.osu.ru/region/rynok_truda

10. Delaney M. The role of Institutional Research in Higher Education [Теxt] / M. Delaney // Ibid. — 1997. — Vol. 38. — № 1. — Pр. 1–16.

11. McArthur J. Reconsidering the social and economic purposes of higher education [Теxt] / J. McArthur // Higher Education Research and Development. — 2011. — Vol. 30. — № 6.

Войти или Создать
* Забыли пароль?