Краснодар, Краснодарский край, Россия
В статье рассматриваются актуальные проблемы управления знаниями в обучающихся организациях, практический аспект компании, основанной на знаниях; исследуются проблемы и перспективы обучающихся организаций. Статья направлена на выявление механизмов управления корпоративными знаниями в обучающихся организациях. Автор рассматривает знания как результат мыслительной деятельности, существующий в «головах людей». Рассматриваются неформализованные и неявные знания как настоящие знания организации. Кроме того, в статье даны практические рекомендации для обучающихся организаций, развивающих функцию управления знаниями. Последняя рассматривается как важнейшая компонента системы организационного обучения. В заключении раскрыты проблемы и перспективы обучающихся организаций, а также рассматриваются перспективы становления самообучающихся организаций. Статья базируется на анализе российского и зарубежного опыта.
управление знаниями, знания, «спираль знаний», обучающиеся организации, самообучение, корпоративный университет, профессиональное переобучение, становление самообучающихся организаций.
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Гибкость и адаптивность к внешним условиям являются основными критериями успеха в современном бизнесе. Для решения этих задач в организациях необходимо иметь персонал высокой квалификации, обладающий необходимым опытом и знаниями. Знания — это фактор, обеспечивающий эффективность использования ресурсов предприятия, создания и развития его отличительных особенностей. В экономике, где с определенностью можно сказать только о неопределенности: «знание — единственно верный источник надежного конкурентного преимущества» [5].
Акцентируются при этом две составляющие системы управления знаниями компании: организационная (сотрудники и их мотивация) и технологическая (информационные и коммуникационные технологии) [2]. Исследования показывают, что основная часть корпоративных знаний существует в неявной форме в виде знаний и опыта сотрудников. Для управления этими неявными знаниями руководству компании важно создавать и поддерживать специальную инфраструктуру — «систему, позволяющую сотрудникам обмениваться и делиться этими знаниями» [1].
Современная школа менеджмента трактует управление знаниями (Knowledge Management, KM) как «систематическое формирование, обновление и применение знаний с целью максимизации эффективности предприятий» и признает авторство такого определения за Карлом Виигом. Он же выделил три взаимосвязанных уровня управления знаниями на предприятии: бизнеса, управления и практических действий [2].
Ряд ученых и практиков, формулируя определение понятия «знания», подчеркивают, что знания являются результатом мыслительной деятельности и существуют только в «головах людей». Тогда можно сделать вывод, что любая формализация знаний (будь то документарная, электронная форма или даже речь человека) — это всего лишь информация, которая при определенных условиях может стать знаниями в голове «получателя» этой информации. В то же время большинство экспертов в области управления знаниями организации подразделяют знания на явные (explicit knowledge) и неявные (tacit knowledge), на формализованные, т.е. документированные, и неформализованные. При этом существуют определенные расхождения в трактовке понятий «явных»/«неявных» и формализованных/неформализованных знаний.
Если строго следовать высказанному выше определению знаний, то настоящими знаниями являются только неформализованные и неявные знания, поскольку они существуют в умах сотрудников, а вот формализованные знания и та часть явных знаний, которая подверглась формализации в рамках конкретной компании, представляют собой всего лишь информацию, потенциально способную стать знаниями. Тем не менее подобной классификации знаний на явные и неявные придерживаются даже ученые и менеджеры, считающие, что знания существуют «в головах» людей.
1. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями: как превратить знания в капитал: Учеб. — М.: Эксмо, 2008.
2. Гребенюк О.С. Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студентов вузов. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: ACADEMIA, 2004.
4. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: ACADEMIA, 2002.
5. Коробкина М.А. Управление знаниями как ключевой вид управленческой деятельности // Сектор экономики знаний Южного макрорегиона: институциональные инновации, технологии контролинга, управления знаниями, развития человеческого капитала: материалы IV Междунар. научно.-практ. конф. / Отв. ред. В.В. Ермоленко, М.Р. Закарян. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012.
6. Радыгин А.Д. и др. Внешние механизмы корпоративного управления некоторые прикладные проблемы / Ин-т экономики переходного периода. — М.: ИЭПП, 2007.
7. Энтов Р., Радыгин А., Межераупс И., Швецов П. Корпоративное управление и саморегулирование в системе институциональных изменений. Ин-т экономики переходного периода. — М.: ИЭПП, 2006.