Рассматриваются основные принципы определения допустимого риска как критерия при принятии решения в системе менеджмента риска. Показано, что принцип здравого смысла (ALARP) позволяет определить границы оправданных затрат на снижение риска. Приводятся примеры определения допустимого риска для работников опасного производственного объекта, населения, для окружающей природной среды. Показано, что для определения допустимого риска могут использоваться существующие в регионе независимо от тех, кто управляет опасным производственным объектом, риски природного, техногенного или иного характера воздействия на людей, имущество и окружающую среду, которые могут быть оценены либо по объективным статистическим данным, либо иным образом. Определение уровня допустимого риска причастными сторонами с участием заинтересованных сторон, а не формальное его утверждение государственными структурами, делает решение более эффективным.
допустимый риск, объект заботы, принцип здравого смысла, причастная сторона, заинтересованная сторона.
Продолжение статьи, опубликованной в журнале «Безопасность в техносфере» , 2016, № 1, с. 56–65.
1. Введение
Первым этапом в системе менеджмента риска в соответствии с процедурами стандартов серии [1] является определение области применения или фактически постановка задачи исследования риска. Постановка предполагает детальное ознакомление с исследуемой системой и включает: определение цели исследования риска; описание системы; определение источников информации, необходимой для анализа риска; предварительный анализ опасности; выбор и обоснование применяемых методов анализа риска с учетом цели и особенностей системы; определение допустимого риска.
Определение значений допустимого риска, как критерия при принятии решений, наиболее ответственный этап в системе менеджмента риска. Ошибка в выборе значений допустимого риска может привести либо к тому, что система будет недостаточно безопасна, либо к тому, что затраты на снижение риска будут неоправданно высоки. Одной из наиболее распространенных технологий оптимизации затрат на безопасность на основе анализа риска является принцип ALARP (as low as reasonably practicable) — принцип здравого смысла [2, 3]. Если анализ показывает, что любые дополнительные затраты на снижение риска, создаваемого опасным производственным объектом (далее ОПО), не приводят к снижению общего риска объекта заботы, то эти затраты не оправданы.
1. ГОСТ Р 51901.1-2002 (МЭК 60300-3-9:1995). Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем.
2. ГОСТ Р МЭК 61508 — 2007. Функциональная безопасность электрических, электронных, программируемых электронных систем связанных с безопасностью. Часть 5. Рекомендации по применению методов определения уровней полноты безопасности.
3. ГОСТ Р МЭК 61511 — 2011. Безопасность функциональная. Системы безопасности приборные для промышленных процессов. Часть 3. Руководство по определению уровней полноты безопасности.
4. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах. (Изд. второе, переработанное и дополненное). — М.: РУСАКИ, 2010. — 498 с. ISBN 978-5-93347-302-я
5. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. / Росстат. — М., 2004 ÷ Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сб. / Росстат. — М., 2013.
6. С.В. Маценко, Н.Н. Чура, В.С. Бердников. О вероятности крупномасштабных аварий танкеров в морских портах. ЭКСПЛУАТАЦИЯ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА. Ежеквартальный сборник научных статей. Включен в Перечень ведущих рецензируемых изданий ВАК России. Учредитель Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова. № 2(56), 2009, стр. 69–73.
7. Д.Н. Панасенко. Экологическая безопасность каспийского моря в условиях нефтегазодобывающей деятельности // Вестник Астраханского государственного технического университета. №2(21), 2004. стр.136-141.
8. Российский статистический ежегодник. 1996: Стат. сб. / Росстат. — М., 1996 ÷ Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сб. / Росстат. — М., 2013.
9. ГОСТ Р 51897-2002 «Менеджмент риска. Термины и определения».