Рассмотрен научный вклад кафедры «Теория управления» в разработку концепции управления знаниями. Кафедра одна из первых в нашей стране начала изучение нового направления менеджмента, включая проведение научных исследований, создание первых учебников, обучающих программ, разработку новой учебной дисциплины «Управление знаниями», публикацию научных статей и монографий в новой области менеджмента.
знание, управление знаниями, интеллектуальный капитал, организационная культура, творчество, креативность.
В последние два десятилетия главным источником экономического и социального развития во всем мире становятся интеллектуальные ресурсы, основу которых составляют знания. Создание, распространение и использование знаний выступает ключевым фактором новой, или инновационной экономики, обеспечивающим ускорение ее роста и повышение конкурентоспособности.
Управление знаниями (knowledge management) как новая концепция менеджмента формировалась в 1980–1990-х гг., когда нематериальные активы, организационные знания, интеллектуальный капитал стали обеспечивать компании стратегические конкурентные преимущества. Японские исследователи И.Нонака и Х.Такеючи, оценивая роль знаний, образно отметили, что осознание того, что знание является новым ресурсом конкуренции, поразило Запад подобно вспышке молнии. Поэтому управление знаниями зародилось и получило распространение, прежде всего, в бизнес-организациях, особенно в отраслях, которые связаны с информационными технологиями, с созданием наукоемкой продукции, высокотехнологичным производством. Однако в современной экономике новые знания создаются не только в процессе проведения научных исследований и разработок, и не только в этих отраслях, но и в любой сфере деятельности, связанной с инновационными подходами, идеями и решениями, например, в маркетинге, сбыте, логистике, государственном управлении, образовании.
В 1990-е гг., когда начала формироваться концепция управления знаниями, сотрудники компании стали рассматриваться как часть ее интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал – это знания, которые могут существовать в организации в разнообразных формах. Феномен знаний интересовал человечество на протяжении многих столетий, исследованиям в этой области посвящено множество работ. Знания рассматривались с философских, исторических, психологических и других позиций. Известный английский ученый, философ и политический деятель Фрэнсис Бекон в 1597 г. написал: «Знание – это сила. Мы столько можем, сколько знаем».
1. Смирнова В.Г. Менеджмент как искусство // Проблемы теории и практики управления. – 1993. – № 4. – С. 56–59.
2. Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. – М.: ИНФРА-М, 1999.
3. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях: учебное пособие / Под ред. Б.З. Мильнера. – М.: Дело, 2006. – 304 с.
4. Управление знаниями в инновационной экономике: учебник / Под ред. Б.З. Мильнера. – М.: Экономика, 2009. – 599 с.
5. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями: коллективная монография / Под ред. Б.З. Мильнера. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 624 с.
6. Организационная культура: учебник для академического бакалавриата / Под ред. В.Г. Смирновой. – М.: Юрайт, 2014. – 306 с.
7. Новичков Н.В., Смирнова В.Г. Организационные сообщества в социальных сетях // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 8. – С. 78–85.
8. Филатова М.В., Смирнова В.Г. Управление творческой деятельностью. Как организовать креативный процесс в компании. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. – 96 c.