Статья посвящена деятельности лаборатории «Мастерская сценического действия в управлении» кафедры Теории управления по формированию сценической методологии в управленческом образовании. Обращение к этой практике дает современному управленцу шанс быть целостным в действии и эффективно работать в современной кризисной ситуации. Сценическое пространство игры становится площадкой формирования организационно-управленческой позиции в ситуации неопределенности, а также освоения ресурса органичного действия – собственной телесности (тела и голоса). Сценическая методология открывает иной горизонт управленческого образования на пути к органичному управлению.
активизация, инновация, квалификация, сценарный формат, управление.
СМИ сегодня представляют кризисность как самый общий элемент разных сфер нашей жизнедеятельности, различия лишь в степени и разных свойствах. Так, в управленческой практике замена прогнозирования расчётом риска означает, что отныне мы переживаем будущее как непостижимое. И мы оказываемся несостоятельными в парадигме проектно-программного подхода, инструментализации и идеологии потребления всего и вся. И наше представление об игре в культуре, о ее возможностях и рисках задаются пока интеллектуальными стереотипами логического рассудка и теоретических конструкций, которые не позволяют преодолеть неготовность к встрече с непостижимой реальностью происходящего.
Изыскание иных возможностей состоятельности открывается в ритуальных практиках, культовых актах архетипических структур, особенно на антропологическом уровне. Ритуальные действия не производят продукт, а воспроизводят условия чего-то, где происходят какие-то другие события. Так, Й.Хэйзинга рассматривает мистическое претворение священного представления в культе архаических структур, в котором нечто невидимое и невыразимое принимает прекрасную, существенную, священную форму [3]. Оно разыгрывается как спектакль, внутри реально обособленного игрового пространства. Священнодействие есть dromenon – то, что «совершается». То, что представлено, есть drama, действие. Действие повторяет, излагает некое космическое событие, и не только как репрезентация его, но и как отождествление.
1. Флоренский П.А. Сочинения в четырех томах. Т. 1. — М., 1994. – 800 с.
2. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме: [пер. с нем.] // Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Республика, 1993. – 447 с. – (Мыслители XX в.)
3. Хейзинга Йохан. Homo ludens. Статьи по истории культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 1997. – 413 с.
4. Теория и искусство управления: Учебник / Под. науч. ред. А.М. Лялина, З.П. Румянцевой. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М.:ГУУ, 2011. – 503 с.
5. Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Г.Р.Латфуллина, О.Н. Громовой. – 2-ое изд. доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с. – (Учебник для вузов).
6. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2002. – 490 с.
7. Гумбрехт Х.У. Производство присутствия : Чего не может придумать значение / Пер. с англ. С. Зенкина. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 184 с.
8. Генисаретский О.И. Навигатор: методологические продолжения и расширения. – М: Путь, 2002. – 528 с.
9. Попов С.В. Организация хозяйства в России [Электронный ресурс] // Кентавр. – 1992. – №2, 3. – URL: http://circleplus.ru/archive/fil/books/1