статье проанализирована роль доктора экономических наук, профессора кафедры теории управления, заслуженного деятеля науки РФ З.П. Румянцевой в развитии теории и практики отечественной школы управления; вклад в подготовку научно-педагогических кадров. Приводится широкий спектр реальных примеров, профессиональных характеристик, индивидуальных оценок ее совместной работы с аспирантами и учениками в рамках становления и развития научной школы теории управления. Авторы делятся личными наблюдениями и впечатлениями, сложившимися у них в ходе подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук под непосредственным научным руководством Зинаиды Петровны Румянцевой.
аспирант, наука, педагог, отношения, преподавание, руководитель, управление.
Вслед за юбилеем кафедры теории управления, в январе 2017 г. мы будем отмечать юбилей нашей обожаемой научной «мамы» – доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Зинаиды Петровны Румянцевой. Она локомотив развития не только кафедры и университета, но и отечественной науки управления. Ее интеллектуальный вклад в российскую школу менеджмента составляет более 250 фундаментальных работ объемом 350 п.л. З.П. Румянцева является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования, членом Международной Ассоциации российских авиапроизводителей; награждена медалями «За отвагу», «За доблестный труд», «За трудовую доблесть» и другими государственными и отраслевыми наградами. Вся ее жизнь связана с Государственным университетом управления, который она окончила в 1949 г.
Многие помнят, что в 1990-е годы в стране единственным учебником по менеджменту была переводная работа Мескона, Альберта и Хедоури «Основы менеджмента» (1992). Российские ученые к тому времени ничего подобного предложить еще не могли. Опубликованные в течение 1997 г. в «Российском экономическом журнале» лекции Зинаиды Петровны по менеджменту имели эффект разорвавшейся бомбы. Именно в них читатели увидели новый концептуальный подход к управлению организациями в условиях перехода от централизованно управляемой экономики к рыночной, а также ключевые признаки менеджмента в странах с разным уровнем развития рыночных отношений. Именно в этих лекциях была обоснована современная парадигма управления в России и за рубежом. Преподаватели менеджмента страны ждали ее работ с нетерпением, а после завершения цикла выясняли, когда же Румянцева будет публиковать новые. Ждать долго не пришлось, так как следом стали выходить учебники с ее участием и под ее редакцией [2, 3, 4]. Можно с уверенностью говорить, что в России нет преподавателей менеджмента, которые не знали бы, кто такая Зинаида Петровна Румянцева. Новая управленческая парадигма стала толчком к разработке российскими учеными основ теории и методологии управления в постперестроечный период. Идеи Зинаиды Петровны бурно обсуждались в научных кругах по всей стране. Именно тогда ректор ГУУ профессор А.Г. Поршнев поблагодарил ее за развитие научной школы им. О.В. Козловой и назвал «Мадам Парадигма».
1. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 12: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. 208 с.
2. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях: учебное пособие. – М.: Дело, 2006. 304 с.
3. Теория и искусство управления: учебник для студентов вузов / Под науч. ред. А.М. Лялина, З.П. Румянцевой. – М.: ГУУ, 2011. 503 с.
4. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 1998.