Данная статья посвящена проблеме развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание и обучение являются первым уровнем непрерывного образования, создающего развивающую среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. На современном этапе развития Республики Казахстан перед обществом стоит огромная задача воспитать всесторонне развитую личность. Немаловажную роль в этом играет развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Авторы рассматривают арт-терапию как средство коррекции эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста. В статье представлена экспериментальная работа по проблеме исследования, включающая констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Для того чтобы попытаться внести изменения в эмоциональный фон детей, была составлена профилактико-развивающая программа по применению арт-терапии. В заключение авторы приходят к выводу о том, что в условиях единой арт-эстетической среды были достигнуты качественно новые, более высокие образовательные и социальные результаты.
детский сад, эмоции, эмоциональные нарушения, агрессивность, гиперактивность, вспыльчивость, тревожность, арт-терапия, музыкотерапия, вокалотерапия, танцетерапия, игротерапия, изотерапия.
В Послании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева «Стратегия “Казахстан-2050”: Новый политический курс состоявшегося государства» отмечено: «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке — это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого? Для этого важно дать им современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры» [7].
Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни. Детский сад — это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности, способны вызвать эмоциональный стресс. Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, в отношении человека к миру и людям, в процессе и результате его практической деятельности [1].
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст]: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 2002. — 334 с.
2. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. — М.: Академия, 2004. — 326 с.
3. Копытин А.И. Арт-терапия [Текст] / А.И. Копытин. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
4. Люшер М. Дошкольники. Определение уровня психоэмоционального состояния и нервно-психической устойчивости. Текущее эмоциональное состояние [Текст] / М. Люшер. — СПб.: Изд-во института «Иматон», 2009. — 79 с.
5. Осипова А.А. Общая психокоррекция [Текст]: учеб. пособие / А.А. Осипова. — М.: Сфера, 2002. — 510 с.
6. URL: http://psylab.info/
7. URL: http://www.akorda.kz/ru/page/page_215750_poslanieprezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodukazakhstana-17-yanvarya-2014-/