МОНИТОРИНГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья описывает систему мониторинга дошкольного образования, его проблемы и способы их решения. Автор называет особенности составления программы мониторинга и осуществления видов мониторинговой деятельности на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Особое внимание обращено на условия, позволяющие успешно организовать и провести мониторинг в дошкольной общеобразовательной организации (ДОО). Акцент делается на согласование индивидуальных и групповых результатов развития детей. В связи с этим ав- тором рассматриваются требования к мониторингу индивидуального развития и мониторингу образовательной программы детского сада. Это делается на основе примерных вариативных образовательных программ дошкольного образования. В статье даются примеры составления паспорта и программы мониторинга, формулировки целей и конкретизированных результатов, описание контролирующих действий, критериев и индикаторов, которые могут использоваться в практике детского сада.

Ключевые слова:
мониторинг, дошкольное образование, структура мониторинга, мониторинговая деятельность, показатели мониторинга, критерии и индикаторы, конкретизированные результаты, результаты освоения образовательных областей, мониторинг индивидуального развития, мониторинг образовательной программы детского сада.
Текст

Разработка мониторинга дошкольного образования сегодня рассматривается как проблема, связанная с необходимостью аудита образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений как результата внедрения механизмов подушевого финансирования в системе образования. Это означает, что государство демонстрирует заинтересованность в обеспечении соответствия качества данных услуг вложенным средствам. Такой мониторинг должен обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения образовательной программы детского сада и показывать динамику развития детей [5].

Содержание такой программы включает совокупность образовательных областей, что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. При этом объектом педагогического мониторинга являются результаты образовательного процесса и средства, которые используются для их достижения. Если же рассматривать его как образовательный мониторинг, то, согласно мнению А.С. Белкина [2], объектом мониторинга будет состояние и развитие педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И.А. Зимняя. — М.: Логос, 2000. — 384 с.

2. Коротаева Е.В. Некоторые характеристики педагогического мониторинга [Текст] / Е.В. Коротаева, Л.Д. Назарова // Авторские технологии и мониторинг образовательного процесса; под ред. А.С. Белкина. — Екатеринбург, 1999. — С. 19, 20.

3. Крулехт М.В. Экспертные оценки в образовании [Текст]: учебн. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учебн. заведений / М.В. Крулехт, И.В. Тельнюк. — М.: Академия, 2002. — 112 с.

4. Мониторинг в современном детском саду [Текст]: методическое пособие / под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.

5. Сафонова О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении [Текст] / О.А. Сафонова // Управление ДОУ. — 2002. — № 6. — С. 8–11.

6. Терзиогло Е.И. Управленческий мониторинг как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук / Е.И. Терзиогло. — Екатеринбург, 2001. — 194 с.

7. Третьяков П.И. Педагогический маркетинг в управлении развитием образовательных систем [Текст] / П.И. Третьяков [и др.]. — М.: УЦ «Перспектива», 2010. — 232 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?