НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ СЕРВИСНОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена изучению роли нематериального культурного наследия в развитии современных урбанизированных территорий. Современные города испытывают трансформационную нагрузку, связанную с переходом от индустрии к постиндустрии – на смену производству приходят сервисные отрасли, причем одной из ведущих отраслей становится туризм. Социальные и экологические факторы, с одной стороны, отражают общий уровень развития города, а с другой, в условиях постиндустриальной экономики становятся основными действующими лицами в развития всех сфер, в том числе городского туризма. Нематериальное культурное наследие рассматривается как социальный фактор, становление которого связано с окружающей средой (природно- экологической сферой) и историей города. Нематериальное культурное наследие выступает как катализатор креативной экономики и событий города, что в свою очередь положительно влияет на городской туризм. Непосредственной территориальной площадкой, где демонстрируется нематериальное культурное наследие горожанам и туристам, становятся городские площади, улицы, парки и набережные, и от уровня их состояния, комфортности и привлекательности во многом зависит и реализация туристского потенциала нематериального наследия. Города, умело сочетающие нематериальное наследие, креативные индустрии, событийный и образовательный туризм, получают дополнительный импульс для развития городского туризма и всей экономики. Республика Татарстан активно продвигается по пути формирования привлекательного территориального туристского продукта. Казань уже входит в число городов-лидеров туристской сферы в России. При этом любой туристский город заинтересован в привлечении большего количества туристов на более длительный срок, что возможно за счет разнообразия программы пребывания в городе или регионе. Нематериальное культурное наследие может сыграть заметную роль в решении указанной задачи. В статье на примере трех городов республики – Казани, Чистополя и Елабуги – показано, как на основе сочетания нематериального культурного наследия и природных факторов можно сформировать привлекательный туристский маршрут

Ключевые слова:
город, урбанизированные территории, социально-экологические аспекты, городской туризм, нематериальное наследие
Список литературы

1. Абашев В.В., Фирсова А.В. План местности: литература как путеводитель // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 4 (10). С. 98–104.

2. Замятин Д.Н. Методологические и теоретические основания моделирования географических образов // Гуманитарная география. 2006. Вып. 3. С. 19–44.

3. Фирсова А.В. Роль художественной литературы в моделировании географических образов (на примере Перми) // Географический вестник. 2015. № 4 (35). С. 53–57.

4. Хуснутдинова С.Р. Выставки как мероприятия событийного туризма и их роль в социально-экономическом развитии города // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6214 (Дата обращения: 04.12.2015).

5. Хуснутдинова С.Р., Сафонова М.В. Образование через путешествие как одно из направлений городского туризма // Фундаментальные исследования. 2014. № 5. Ч. 5. С. 1037–1040.

6. Al-hagla K. Sustainable urban development in historical areas using the tourist trail approach: A case study of the Cultural Heritage and Urban Development (CHUD) project in Saida, Lebanon // Cities. 2010. Vol. 27. № 4. Pp. 234–248.

7. Dallen J. Timothy Cultural heritage and tourism: an introduction. B.: CVB, 2011. 463 p.

8. Graham B. Heritage as Knowledge: Capital or Culture? // Urban Studies. 2002. № 39. Pp. 1003–1017.

9. Maitland R., Ritchie B. City tourism: national capital perspectives. UK: Cab International, 2010. 279 p.

10. Richards G. Creativity and tourism: The State of the Art // Annals of Tourism Research. 2008. Vol. 38. № 4. Pp. 1225–1253.

11. Richards G., Wilson J. Developing creativity in tourist experiences: A solution to the serial reproduction of culture? // Tourism Management. 2006. Vol. 27. № 6. Pp. 1209–1223.

12. Russo P.A., Borg J. Planning considerations for cultural tourism: a case study of four European cities // Tourism Management. 2002. Vol. 23. № 6. Pp. 631–637.

Войти или Создать
* Забыли пароль?