В статье анализируются аспекты становления гуманитарной и культурной географии с вы- ходом на понятия «географический образ» территории и «культурный ландшафт». С точки зрения современных туристских потребностей, имеется необходимость выделения наряду с природными и историко-культурными, символических ресурсов туризма. Автор солидарен со специалистами, предлагающими продуктивный симбиоз географии и мифогеографии, когда такие исследования являются частью гуманитарно-географических и культурологических разработок. Исследование пространственных представлений и продуцируемых ими географических образов и любых других интерпретаций пространства, представляет большой интерес в прикладном ключе. В структурно-семиотическом подходе легенда может рассматриваться как древнейшая знаковая форма, поэтому мифы конкретной территории – это не только базовая часть символических ресурсов, но и выход на группу потенциальных потребителей в туризме. Легенды, характерные для конкретного места, есть основа для зарождения туристского мотива и совершения путешествий. Популярная туристская легенда или миф, используемые в социокультурном проектировании, часто превосходят реальную туристскую аттрактивность территории, с перспективами проекции на региональный имидж и бренд. Туристское легендирование, в свою очередь, предлагается рассматривать прикладным направлением культурной географии и эффективным маркетинговым механизмом развития туристской территории, ее имиджа и способа привлечения потенциальных потребителей, воспринимающих географическое пространство в виде образов различной степени субъективности. На примере Пермского края демонстрируются проблемы и перспективы вовлечения символических ресурсов в региональный туризм, в котором мифы и легенды играют важную роль.
образ географического пространства, символические ресурсы, гуманитарная и культурная география, туристское легендирование, фактор развития территории, генеральная задача туристского легендирования, образ туристского кластера, краткосрочные и долго- срочные задачи территории, конкурентное преимущество территории.
1. Богданов Д.В. Культурные ландшафты долин Северо-западного Памира и возможности их пре- образования // Вопросы географии. 1951. Вып. 24. С. 300–321.
2. Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. М.: Наука, 1982. 190 с.
3. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. СПб.: Д. Буланин, 1997. 212 с.
4. Голд Дж. Психология и география: основы поведенческой географии. [Пер. с англ.]. М.: Прогресс, 1990. 304 с.
5. Замятин Д.Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 488 с.
6. Зырянов А.И. Географическое поле туристского кластера // Географический вестник. Пермь: ПГНИУ, 2012. С. 96–98.
7. Исаченко А.Г. Основные вопросы физической географии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1953. 391 с.
8. Калуцков В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения. М.: Изд-во МГУ, 2000. 94 с.
9. Калуцков В.Н. Проблемы исследования культурного ландшафта // Вестник МГУ. Сер.5. Геогра- фия. 1995. № 4. С. 16–21.
10. Котельников В.Л. Задачи советского ландшафтоведения в связи с участием географов в выпол- нении сталинского плана преобразования природы // Вопросы географии. М.: Мысль, 1950. Вып.23. С. 144–157.
11. Лавренова О.А. Стратегии «прочтения» текста культурного ландшафта // Эпистемология и фило- софия науки. Т. ХХII. 2009. № 4. С. 123–141.
12. Лисенкова А.А. Управление территориальным брендом как основа инвестиционной и туристической привлекательности региона // Сфера туризма и гостеприимства в эпоху глобализации. Материалы междунар. науч. – практич. форума (15–17.05.2013 г.). Пермь: Перм. гос. академия искусства и культуры, 2013.
13. Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты. Очерки антропогенного ландшафтоведения. М.: Мысль, 1973. 223 с.
14. Митин И.И. Комплексные географические характеристики. Множественные реальности мест и семиозис пространственных мифов. Смоленск: Ойкумена, 2004. 160 с.
15. Митин И.И. Мифогеография: пространственные мифы и множественные реальности // Communitas. 2005. № 2. С. 12–25.
16. Саушкин Ю.Г. Культурный ландшафт // Вопросы географии. 1946. Вып.1. С. 97–106.
17. Саушкин Ю.Г. К изучению ландшафтов СССР, измененных в процессе производства // Вопросы географии. 1951. Вып.24. С. 276–299.
18. Семенов-Тян-Шанский В.А. Район и страна. М. – Л.: ГИЗ, 1928. 312 с.
19. Туровский Р.Ф. Культурная география: теоретические основания и пути развития // Культурная география. 2001. С. 10–94.
20. Уваров М.С. Научно-аналитический обзор источников по теме «Культурная география». СПб.: СПбГУ, 2011. 35 с.
21. Ширинкин П.С. К вопросу о разработке региональной программы по развитию туризма: «дорожная карта» (на примере Пермского края) // Современные проблемы туризма и гостеприимства: Материалы профессорского лектория в рамках междунар. науч. – практич. форума «Сфера туризма и гостеприимства в эпоху глобализации». Пермь: Перм. гос. акад. искусства и культуры, 2013. С. 163–213.
22. Ширинкин П.С. Туристское легендирование как метод использования символических средств и ресурсов в развитии гуманитарного потенциала территории // Философские науки. № 4. 2016. С. 103–113.