В статье рассматриваются проблемы социально-культурной реабилитации незрячих подростков и детей старшего школьного возраста. Методологическим основанием проведённых исследований является социально-культурный подход к проблемам адаптации личности ребенка-инвалида. Определяется связь этого подхода с культурно-досуговой деятельностью, показана роль досугового пространства личности ребенка как необходимого условия его полноценного развития. Авторами рассматривается понятие «социально-культурная реабилитация» детей-инвалидов и раскрывается его сущность, выявляется роль творческих технологий в работе с такими детьми и эффективность использования социально-культурной анимации, а также дается анализ практики использования театральной анимации на примере проектной работы студентов по направлению «Сервис» и определяется её целесообразность в социально-культурной реабилитации детей-инвалидов по зрению. В статье описан опыт применения метода картирования к сфере культурно-творческих услуг конкретной территории и приводятся результаты картирования театральных студий г. Новосибирска, предоставляющих услуги по театральному обучению для детей старшего школьного возраста, что позволило выявить небольшой набор услуг, направленных на привлечение детей с ограниченными возможностями. Кроме того, анализируются результаты исследований детей-инвалидов по зрению г. Новосибирска в отношении театрального искусства, а также молодых актеров, зрителей на предмет возможности интеграции детей-инвалидов по зрению в совместную театральную деятельность. Авторами определяются особенности технологии театральной анимации как средства адаптации и социализации этой категории детей и необходимые условия для её использования в театральных школах и студиях, что позволило сделать выводы о необходимости комплексного использования культурно-творческих и социально-защитных технологий на основе принципа комплиментарности как наиболее эффективного способа решения проблем социально-культурной реабилитации детей-инвалидов.
социально-культурная реабилитация инвалидов, досуговое пространство, социализация, ресоциализация, технология картирования услуг, социально-культурная адаптация, технология театральной анимации, принцип комплиментарности
1. Гозалова М.Р. Проектная деятельность как один из методов развития коммуникативной компетенции // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 2 (49). URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2014_2 (дата обращения: 25.05.2016).
2. Загорская Л.М. Проектные технологии в подготовке специалистов по сервису и туризму // Сервисные технологии: теория и практика: сб. науч. трудов. Новосибирск, 2009. № 7. С. 33–37.
3. Загорская Л.М. Формирование социально-культурного пространства личности: теоретический и прикладной аспекты // Сервисные технологии: теория и практика: сб. науч. трудов. Новосибирск, 2011. № 3. С. 33–41.
4. Зверев П.А. Особенности анимационной деятельности с подростками: поиск новых технологий // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2014. Т.23, № 20 (191). С. 165–171. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-animatsionnoy-deyatelnosti-s-podrostkami-poisk-novyh-tehnologiy#ixzz49hFJy9MD (дата обращения: 25.05.2016).
5. Кантор В. З. Художественный потенциал инвалидов по зрению как проблема реабилитационной тифлопедагогики и тифлопсихологии (методологический аспект) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 100. С. 104–115. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-potentsial-invalidov-po-zreniyu-kak-problema-reabilitatsionnoy-tiflopedagogiki-i-tiflopsihologii-metodologicheskiy (дата обращения: 15.06.2016).
6. Лоторева Е. В. Интеграция инвалидов по зрению в информационное общество // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. № 1–2. С. 94–98. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-invalidov-po-zreniyu-v-informatsionnoe-obschestvo (дата обращения: 25.05.2016).
7. Назаркина В.А., Загорская Л.М., Штейнгольц Б.И. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. Новосибирск: НГТУ, 2009. 84 с.
8. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб.: СПГУП, 1997.
9. Мацукевич О.Ю. Теоретико-методологические основы социально-культурной ресоциализации личности дезадаптантов: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.05. М., 2014. URL: http://www.konf.x-pdf.ru/18kulturologiya/174813-1-teoretiko-metodologicheskie-osnovi-socialno-kulturnoy-resocializacii-lichnosti-dezadaptantov.php (дата обращения: 14.05.2016).
10. Мацукевич О.Ю. Театральная анимация как направление социально-культурной ресоциализации личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnaya-animatsiya-kak-napravlenie-sotsialnokulturnoy-resotsializatsii-lichnosti (дата обращения: 14.05.2016).
11. Нефедовская Л.В. Исследование качества жизни детей с нарушением зрения // Вопросы современной педиатрии. 2009. Т. 8, № 1. С. 10–12. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-kachestva-zhizni-detey-s-narusheniyami-zreniya (дата обращения: 25.05.2016).
12. Тарасов Л.В. Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждении культуры: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.05. М., 2005. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/117339.html (дата обращения: 18.05.2016).
13. Татарицкая Я.В. Социально-культурные технологии в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями в дошкольных интегративных учреждениях // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Т. 195. С. 184–192. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-tehnologii-v-sfere-reabilitatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-v-doshkolnyh-integrativnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 25.05.2016).
14. Хуснутдинова А.Ю. Особенности социокультурной адаптации инвалидов по зрению // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 5–2(12). С. 88–89. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsiokulturnoy-adaptatsii-invalidov-po-zreniyu (дата обращения: 25.05.2016).