В статье представлен анализ понятия «социальная проблема» как отечественных, так и зарубежных исследователей, а также определены причины их появления и обострения, дана современная классификация социальных проблем. Особое внимание уделено современной социальной проблеме студенчества – совмещение обучения в вузе с трудовой деятельностью. Автором рассмотрен данный феномен в контексте спроса рынка труда на определённый, промежуточный тип работника – «студента вуза» и выявлено влияние трудовой деятельности студента на учебный процесс. Представлены результаты авторского социологического исследования (анкетирования) студентов ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», проведённого в 2015 году. Определены объём и специфика вовлечённости студентов в трудовую деятельность, мотивация трудовой деятельности респондентов, основные проблемы, с которыми сталкивается студенческая молодёжь. Приведен также корреляционный анализ полученных данных с ранее проводимыми исследованиями по рассматриваемой проблематике как самого автора, так и других исследователей.
В статье представлен анализ понятия «социальная проблема» как отечественных, так и зарубежных исследователей, а также определены причины их появления и обострения, дана современная классификация социальных проблем. Особое внимание уделено современной социальной проблеме студенчества – совмещение обучения в вузе с трудовой деятельностью. Автором рассмотрен данный феномен в контексте спроса рынка труда на определённый, промежуточный тип работника – «студента вуза» и выявлено влияние трудовой деятельности студента на учебный процесс. Представлены результаты авторского социологического исследования (анкетирования) студентов ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», проведённого в 2015 году. Определены объём и специфика вовлечённости студентов в трудовую деятельность, мотивация трудовой деятельности респондентов, основные проблемы, с которыми сталкивается студенческая молодёжь. Приведен также корреляционный анализ полученных данных с ранее проводимыми исследованиями по рассматриваемой проблематике как самого автора, так и других исследователей.
1. Контексты современности – II: хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. / сост. и ред. С.А.Ерофеев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001. 188 с.
2. Симонова Т.М. Интегративный подход к исследованию социальных проблем // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. XII, №1. С. 66–74.
3. Тощенко Ж.Т. Социология управления: учебник. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. 300 с.
4. Ясавеев И.Г. Социальная проблема в социологическом лексиконе // Социальная реальность. 2006. № 6б. С. 101–115.
5. Аникеева О.А. Социальная работа в сфере образования: понятие, теория, практика // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2007. № 2. С. 56–59.
6. Большакова О.А. Оплачиваемая работа в жизни студентов // Социологические исследования. 2005. №4. С. 136-139.
7. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М.: Изд-во ЦСП, 2002. 128 с.
8. Варламова А.В. Адаптация студентов к современным условиям рынка труда // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 4 (23). С. 83–87.
9. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Высшее образование. 2014. № 2. С. 152–179.
10. Варламова А.В. Академическая мобильность обучающихся в вузах (на примере ФГБОУ ВПО «РГУТиС») // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. № 1. С. 74–79.
11. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодые специалисты: проблема подготовки и положение на рынке труда // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 114–122.