Данная статья затрагивает актуальную проблему управления трансформационными проектами (программами). Трансформационные проекты инициируются почти каждой компанией, а от их успешной реализации нередко напрямую зависит конкурентоспособность компаний. Существует ряд методологий управления трансформационными проектами, тем не менее, по различным оценкам, от 60 до 70% трансформационных проектов завершаются неудачей. В настоящей статье описаны основные методологии управления трансформационными проектами, а также результаты проведенных исследований по выявлению факторов неудач реализации проектов такого типа. В статье исследована практика неудачно реализованного проекта по трансформации закупочной функции в крупной российской компании. Выявлены ключевые факторы, повлиявшие на неуспешность реализации проекта. Сформированы рекомендации по недопущению выявленных ошибок.
трансформация бизнеса, управление проектами, управление программами, методологии управления трансформационными проектами.
Введение
Каждая организация в определенный момент сталкивается с необходимостью осуществления фундаментальных изменений. Такая необходимость возникает вследствие изменения внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность организаций в динамически меняющейся окружающей среде. Основными драйверами фундаментальных изменений, как правило, являются оптимизация бизнеса, снижение издержек, реструктуризация бизнеса, построение новой операционной модели и стандартизация процессов и платформ [14; 16]. В настоящей статье затронут вопрос управления трансформационными проектами, а именно, выявления типичных ошибок управления, которые приводят к недостижению целей трансформации.
В отличие от других типов проектов, трансформационные проекты затрагивают значительную часть процессов организации и оказывают существенное влияние на ее текущую и будущую деятельность [16]. Трансформационные проекты долгосрочны (большинство (около 60%) трансформационных проектов длятся от 2 до 4 лет) и реализуются параллельно с осуществлением текущих операций в компании, что создает дополнительные трудности для эффективного достижения целей [14]. Трансформационные проекты зачастую классифицируются как программы, поскольку в большинстве случаев включают в себя значительное число подпроектов, которые требуют централизованного управления для достижения поставленных стратегических целей [16].
1. Дихтер С. Как руководить процессом преобразований [Текст] / С. Дихтер, К. Гэньон, А. Ашок // Вестник McKinsey. — 1993. — № 1. — URL: http://www.vestnikmckinsey.ru/organizational-models-and-management-systems/kak-rukovodit-processom-preobrazovanij/
2. Ashurst C., Hodges J. Exploring Business Transformation: The Challenges of Developing a Benefits Realization Capability // Journal of Change Management. — 2010. — № 2, pp. 217–237.
3. Bivins S. A Transformational Change at IBM. Conference Paper, 2014. URL: http://www.pmi.org/learning/library/transformational-change-ibm-9297/
4. Garfein S., Horney N., Nelson M. Managing Change in Organizations // 2013 Global Congress Proceeding, PMI, 2013. URL: http://www.pmi.org/learning/library/managingchange-organizations-5872/
5. Hornung T., Adler J. The SAP Business Transformation Management Method (BTM2) parallels with DYNAMICS/P3, 2013. — URL: http://www.pminj.org/13-mtg/files/03njmtg.pdf/
6. Isern J., Meaney M.C., Wilson S. Corporate Transformation Under Pressure // McKinsey Quarterly, April 2009. — URL: http://www.mckinsey.com/business-functions/organization/our-insights/corporate-transformation-under-pressure/
7. Isern J., Pung C. Driving Radical Change // McKinsey Quarterly, Nov. 2007. — URL: http://www.mckinsey.com/business-functions/organization/our-insights/driving-radicalchange/
8. Jacquemont D., Maor D., Reich A. How to Beat the Transformation Odds, 2015. — URL: http://www.mckinsey.com/business-functions/organization/our-insights/how-to-beatthe-transformation-odds#0/
9. Jorgensen H.H. IBM Global Making Change Work Study, 2008. — URL: http://www-07.ibm.com/au/pdf/making_change_work.pdf/
10. Keller S., Aiken C. The Role of the CEO in Leading Transformation // The McKinsey Quartery, April 2007.
11. Kotter J.P. Leading Change: Why Transformation Efforts Fail // Harvard Business Review, Jan. 2007, pp. 92–107.
12. Kotter J. The 8-Step Process for Leading Change. — URL: http://www.kotterinternational.com/the-8-step-process-forleading-change/
13. KPMG Survey: Business Transformation and the Corporate Agenda, 2013. — URL: https://www.kpmg.com/US/en/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/businesstransformation-corporate-agenda.pdf/
14. Lahrmann G., Winter R., Uhl A. Transformation Management Survey: Current State of Development and Potential of Transformation Management in Practice // Uhl A., Gollenia L.A. Business Transformation Essentials: Case Studies and Articles, Routledge, 2013, pp. 5–17.
15. Morris D., Moyer R., Leust K. Business Transformation Field Guide: Hints for Delive ring Successful Solutions, CreateSpace Independent Publishing Platform, 2016. 332 p.
16. Saliunas J. Transformation Program Management. PMI, 2007. — URL: http://www.pmi.org/learning/library/transformation-program-management-7203/
17. Sirkin H.L., Keenan P., Jackson A. The Hard Side of Change Management // Harvard Business Review, Oct. 2005. — URL: https://hbr.org/2005/10/the-hard-side-of-changemanagement/
18. The Standard for Program Management, Project Management Institute, 2006.
19. Uhl A., Gollenia L.A. Business Transformation Essentials: Case Studies and Articles, Routledge, 2013.