РЕПРЕЗЕНТАНТЫ АРГУМЕНТАЦИИ В НЕМЕЦКОМ НАУЧНОМ ТЕКСТЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена изучению лингвистической репрезентации аргументации в рамках немецкого научного текста. В статье представлена структура аргументации в научных рецензиях из немецкоязычных журналов Lebende Sprachen, Muttersprache, Zeitschrift für Phonetik, Sprachwissenschaft und Kommunikationsforschung, Zielsprache Deutsch, которые и являются объектом исследования. Аргументация в научном критическом тексте предстает не как чисто логическая процедура, а как своеобразная деятельность, производимая рецензентом. Аргументация демонстрирует оценочное рассуждение, причем рациональная и эмоциональная оценки получают достаточно разнообразное и в то же время стандартизированное выражение. В качестве основных компонентов аргументативного процесса следует назвать информирование, установление истинности, оценку и убеждение, последнее будет занимать при интерпретации научного текста доминирующую позицию.

Ключевые слова:
немецкий научный текст, рецензия, процесс аргументации, аргументативные процедуры, оценочное рассуждение, убеждение.
Текст

Исследование процесса аргументации, проводимого в рамках различных типов текста, приобрело достаточно серьезное значение на современном этапе развития лингвистики. Аргументация изначально является объектом логической науки, вследствие чего она продолжает испытывать влияние формально-логического понятийного аппарата. В настоящее время область логической семантики с необходимостью ведет к прагматической ориентации, что и обусловливает тот факт, что на современном этапе статус аргументативной области не до конца определен.

С развитием научного познания проблемы аргументации вошли в междисциплинарную область гуманитарных наук, а перспектива изучения лингвистической области аргументации вынуждена принять концептуальный аппарат таких междисциплинарных наук, как лингвистика текста, теория интерпретации, когитология, прагматика, логика. Современный интегральный процесс, включающий явления интерференции при решении одной проблемы, позволяет лучше скорректировать и сфокусировать и объект в его взаимосвязях, и рассуждения вокруг его функционирования [14, с. 60].

В когнитивной парадигме появилась возможность рассматривать аргументацию в широком контексте деятельности человека, определяемой его ценностными предпочтениями. Аргументация оказывается связанной с категорией знания, операциями над знаниями и структурами представления знания в модели мира человека [11, с. 39].

Когнитивная теория аргументации рассматривает аргументацию как процесс, нацеленный на получение нового знания и являющийся способом его формирования. Аргументация квалифицируется как форма рассуждения, имеющая целью из известных положений вывести новое, и трактуeтся как когнитивное событие, которое представляет собой завершенный цикл и имеет своей целью каузировать у субъекта определенное ментальное состояние [12, с. 67].

Список литературы

1. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955.

2. Бойко Г.И. Категория лица как репрезентант системы ценностных ориентаций // Вестн. Тамбов. ун-та. 2008. № 2. С. 212–219.

3. Брутян Г.А. Аргументация. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1987.

4. Ивин А.А. Основания логики оценок. М.: Изд-во МГУ, 1970.

5. Кожина М.Н. К проблеме экспрессивности научной речи // Исследования по стилистике. Пермь, 1971. Вып. 3. С. 25–41.

6. Кремер И.Ю. Аргументация и ее лингвистическая репрезентация в немецком критическом тексте // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2007. № 16. С. 67–77.

7. Кремер И.Ю. Коммуникативные аспекты аргументации в немецкой критической прозе // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2013. Т. 2. № 5. С. 53–57.

8. Кремер И.Ю. Реализация ментального модуса в немецком критическом тексте: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1999.

9. Кремер И.Ю. Реализация процесса аргументации в немецком критическом тексте: Учеб. пособие. Рязань, 2003.

10. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика — психология — когнитивная наука // Вопросы языкознания. М., 1994. № 4. С. 34–47.

11. Минаков В.Н. Дискурсивный потенциал аргументациив немецкоязычном научном тексте: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2007.

12. Поляк О.Е. Когнитивная модель иллокутивной составляющей дискурсной аргументативной единицы: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1998.

13. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1988.

14. Фанян Н.Ю. Аргументация как лингвопрагматическая структура: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Краснодар, 2000.

15. Федотова О.С. Гендерный аспект обсуждения сущности человека в художественной коммуникации «автор — читатель» // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2013. Т. 2. № 5. С. 48–52.

16. Федотова О.С. Диалогичность как категория художественного текста, отражающая коммуникативное взаимодействие между автором и читателем // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2013. Т. 2. № 4. С. 7–9.

17. Федотова О.С. Сентенциональность как показатель коммуникативного взаимодействия «автор — читатель» // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. 2013. № 5. С. 171–176.

18. Яскевич Я.С. Аргументация в науке. Минск, 1992.

Войти или Создать
* Забыли пароль?