В статье рассмотрены понятия «институциональная среда образования», «образовательная услуга», «конкурентоспособность образовательной услуги» и уточнено их содержание. Авторы проанализировали сущность и содержание, конкурентоспособность образовательной услуги, предложили критерии конкурентоспособности образовательного учреждения с точки зрения ценностноориентированного подхода. Авторы рассмотрели влияние институциональной среды образования на институт образования и обосновали взаимосвязь между институциональной средой образования и конкурентоспособностью учреждений образования и их образовательных услуг. Совершенствование российской системы образования, институциональной среды образования и повышение конкурентоспособности образовательных услуг российских вузов возможно только на основе глубокого и всестороннего изучения описанной взаимосвязи.
институт образования, образовательная услуга, институциональная среда образования, конкурентоспособность образовательной услуги, трансакционные издержки.
Российская система образования прошла сложный путь развития в XX – начале XXI в., что объясняется действием различных факторов, важнейшим из которых стало изменение институциональной среды российского образования и экономики в целом. Функционирование системы образования в России во многом определяется темпами реформирования экономики и уровнем развития рыночных отношений, а конкурентная среда самого рынка образовательных услуг с каждым годом расширяется, становится все более сложной по степени взаимного влияния всех сил и интенсивности конкуренции. В этих условиях образовательные организации сталкиваются с необходимостью повышать уровень конкурентоспособности образовательных услуг, достижение и поддержание которого должно быть основано на постоянной и целенаправленной оценке. Оценка упрощает анализ соответствия образовательных услуг требованиям рынка, обеспечивает возможность их сопоставления с образовательными учреждениями – конкурентами, повышает обоснованность решений по управлению конкурентоспособностью на различных стадиях цикла образовательных услуг. В соответствии с этим важно определить подход к оценке и выявить совокупность характеризующих конкурентоспособность параметров, дающих образовательной организации преимущества перед его конкурентами.
1. Абрамкина А.А. Оценка конкурентоспособности образовательных услуг вузов [Текст] : автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / А.А. Абрамкина. – Омск, 2011.
2. Белый Е.М., Муравьева Е.В. Интеграция высших учебных заведений и промышленных кластеров [Текст] : монография / Е.М. Белый, Е.В. Муравьева. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012.
3. Маркова М.В. Роль института образования в развитии института предпринимательства и предпринимательской деятельности в России [Текст] / М.В. Маркова, С.Л. Сазанова // Институциональная экономка: развитие, преподавание, приложения: материалы IV Международной научной конференции / Государственный университет управления; [Под ред. Г.Б. Клейнера]. – М.: ИД ГУУ, 2015. – 332 с.
4. Мнацаканян М.Р. Направления повышения эффективности деятельности в сфере услуг [Текст] / М.Р. Мцанакян // Социально-экономические аспекты развития Северо-Кавказского федерального округа: монография. – Ставрополь: ООО «Издательско-информационный центр «Фабула», 2010.
5. Муравьева Е.В. Институциональные аспекты конкурентоспособности образовательных услуг высших учебных заведений [Текст] / Е.В. Муравьева. – Институциональная экономика: развитие, преподавание, приложения: материалы четвёртой Международной научной конференции / Государственный университет управления; [Под ред. Г.Б. Клейнера]. – М.: ГУУ, 2015. – 332 с. – С. 220–223.
6. Муравьёва Е.В. Интеграция высшего профессионального образования и кластера как фактор повышения конкурентоспособности региона [Текст] / Е.В. Муравьёва // Российское предпринимательство. – 2010. – № 12.
7. Панкрухин А.П. Маркетинг в сфере услуг: Учебное пособие / А.П. Панкрухин. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.koism.rags.ru (дата обращения: 09.10.2015).
8. Сазанова С.Л. Ценности хозяйственной этики как основание устойчивого развития [Текст] / С.Л. Сазанова // Экономическая теория в XXI веке – 9(16): Российский антикризис и экономическая наука / Под ред. Ю.М. Осипова, В.М. Юрьевой, Е.С. Зотовой. – М.: Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015. – 570 с.