Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье раскрывается динамика развития методики математического образования в один из самых серьезных периодов становления начальной школы в нашей стране. Автор характеризует положительные стороны в становлении системы начального образования, вскрывает недостатки и противоречия. Подробно рассматриваются все компоненты методической системы: цели, содержание, методы, средства математического образования младших школьников.
математическое образование, младший школьник, становление методической системы, средства обучения, программы по математике, образовательный материал, персоналии.
Окончание. Начало – № 3, 2016.
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
В послевоенный период развития начальной школы основная забота ученых и практических работников была связана с новым типом первого школьного звена: в 1944 г. в школу начали принимать детей с семи лет. В тот период были получены результаты психолого-педагогических исследований А.А. Люблинской (1946), Н.А. Менчинской (1947) и др., доказывающих значительные способности младших школьников к обучению. Это позволило скорректировать объем и содержание начального образования, исключить устаревший материал.
Значительно усилилось внимание к изучению теоретических сведений, к осознанному усвоению учащимися отдельных математических понятий. Продолжалась работа по методическому обеспечению процесса обучения младших школьников, выпуску различных средств обучения, разработке типов уроков, которые целесообразно использовать в начальной школе.
1. Аржеников К.П. Методика начальной арифметики: пособие для учителей. – М.: Учпедгиз, 1939. – 276 с.
2. Волгина О.М., Кавун И.Н., Козлова Е.Е. Труд в числах: третий год математики в сельской школе / О.М. Волгина, И.Н. Кавун, Е.Е. Козлова [и др.]; под ред. И.Н. Кавуна. – М.; Л.: Учпедгиз, 1931. – 96 с.
3. Володина Л.Н., Поляк Г.Б., Эменов В.Л. Задачи и упражнения по арифметике на военные темы: пособие для учителей I–V классов. – М.: Учпедгиз, 1942. – 20 с.
4. Игнатьев В.А. Как проводить занятия по устному счёту в начальной школе: серия инструктивно-методических писем Наркомпроса РСФСР, 1933.
5. Компанийц П.А. Очерки по методике преподавания математики (в 1–4 классах школы). – М.; Л.: Учпедгиз, 1940. – 120 с.
6. Об учебниках для начальной и средней школы / Постановление ЦК ВКП (б), 12.02.1933 // Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции. – М.: Учпедгиз, 1948.
7. О преподавании учебных предметов в начальной школе в 1947/48 учебном году. – М.; Л.: Учпедгиз, 1947.
8. Поляк Г.Б., Эменов В.Л. Об улучшении преподавания арифметики в начальной школе. – М., 1940.
9. Поляк Г.Б. Основные вопросы методики арифметики: пособие для учителей школы I ступени. – М.: Работник просвещения, 1929. – 129 с.
10. Поляк Г.Б. Устный счёт в начальной школе. – М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук, 1946. – 121 с.
11. Программы и методические записки единой трудовой школы. Вып. 2. – М.; Л.: ГИЗ, 1927. – 220 с.
12. Пчёлко А.С. Методика преподавания арифметики в начальной школе: пособие для учителей. – 5-е изд. – М.; Л.: Учпедгиз, 1953. – 391 с.
13. Рождественский Н.С., Пчёлко А.С. Состояние и задачи дальнейшего развития методики обучения русскому языку и арифметике в начальной школе: сб. статей. – М.; Л.: Учпедгиз, 1957.
14. Скаткин Л.Н. Виды простых арифметических задач // Начальная школа. –1949. – № 2. – С. 53.
15. Снегирёв В.Т., Чекмарёв Я.Ф. Методика преподавания арифметики: пособие для учителей начальной школы. – М.; Л.: Учпедгиз, 1934. – 351 с.