В нашем обществе традиционно считалось, что «даже кухарка может управлять государством», при этом игнорировался вопрос о личностных особенностях характера и поведения. Возможно, из-за этого люди плохо понимают себя, выбирают не свое дело и думают, что надо всегда зарабатывать хлеб тяжелым трудом. И им кажется, что только редкие исключения, которым «повезло», работают с удовольствием. Именно из-за этого многие менеджеры считают, что людей надо заставлять работать, что без контроля и без «кнута и пряника» люди вообще работать не будут. Опыт моей работы с менеджерами разного уровня и из разных сфер бизнеса подтверждает, что это мнение оказывает сильное влияние на поведение менеджеров. К сожалению, эта позиция и отсутствие знаний об особенностях личности ведет менеджеров к быстрому профессиональному выгоранию и стремительному старению организма, а иногда и к ранней смерти.
диагностика, типология поведения, типы личности, управление людьми, менеджмент человеческих ресурсов, формирование команды, мотивационное управление.
Поведение человека — это неотъемлемая часть его личности связанная с наследственными психофизиологическими особенностями и с результатами образования и воспитания. Знание типологии поведения людей помогает менеджеру более успешно управлять людьми: формировать команды исполнителей на проекты, распределять задачи, делегировать полномочия, давать обратную связь, вести переговоры, внедрять инновации, мотивировать и решать конфликты.
Понимание своих особенностей поведения и характера позволяет человеку выбирать более соответствующие для себя виды деятельности, получать удовольствие от работы и от жизни, испытывать меньше стрессов, выбирать более эффективный процесс организации своего труда и достигать больше результатов, сохраняя личностные ценности и качество жизни.
Типология поведения работает как бизнес-инструмент только в том случае, если она не является громоздкой для изучения и запоминания, легко применяется для диагностики и имеет понятные выполнимые инструкции для использования в реальных жизненных ситуациях.
Многие модели типологии людей, которые предлагаются нашим менеджерам, обременены профессиональной психологической терминологией, избыточными аббревиатурами, громоздкими системами тестирования, дорогостоящими консультациями и покрыты тайной «секретного знания для посвященных».
Современные российские и зарубежные авторы не устают предлагать свои варианты типирования от 3 до 16 типов личности и разнообразные названия этих типов отражающие ту или иную характерную особенность. Заглянем в историю этого вопроса и проясним, какие наиболее подходящие элементы этих типологий удобны для работы менеджеров — не психологов.
1. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. А. Лактионова. М.: АСТ: АСТ-Москва, 2009.
2. Морган Р.Л. Искусство продавать: как стать профессионалом. М.: МЦФР, 1997.
3. Баранофф М. Раздаточные материала тренингов по системе LIFO. 2005.
4. Болмэн Ли Дж., Дил Т.Е. Рефрейминг организаций. Артистизм, выбор и лидерство. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.
5. Асмолова М. Лидерство и управление конфликтами: комплект учеб. материалов для слушателей. М.: АНХ: Факультет инновационно-технологического бизнеса, 2010.
6. Асмолова М. Ситуационное управление людьми в команде при внедрении инноваций: комплект учеб. материалов для слушателей. М.: РАНХиГС: Факультет инновационно-технологического бизнеса, 2011.