Пермь, Пермский край, Россия
Применение подходов проектного и операционного менеджмента к планированию и реализации в значительной степени новых для российских компаний направлений деятельности, может являться основанием для более эффективных организационных решений в бизнесе. Таким новым направлением деятельности является IR (связи с инвесторами). Необходимо подчеркнуть, что операции, осуществляемые в рамках организации одного из самых популярных IR-процессов, а именно мероприятий road-show, привели авторов статьи к выводу о необходимости применения подходов проектного и операционного менеджмента и созданию эталонной операционной IR-модели с использованием логики Руководства PMBOK. По мнению авторов, предложенная модель будет способствовать операционализации стратегии компании по привлечению инвестиций. В ходе работы был проанализирован опыт и «лучшие практики» зарубежных и российских компаний по организации и проведению мероприятий road-show, даны рекомендации по улучшению деятельности компаний по взаимоотношению с инвесторами посредством применения операционной IR-модели.
проектное управление, операционная модель, связи с инвесторами, Роуд-шоу, логистика мероприятия
Особое внимание российских компаний уделяется процессам привлечения инвестиций как фактору экономического роста и развития бизнеса и обусловлено необходимостью в успешной реализации финансовой стратегии. В настоящее время в России можно констатировать недостаток исследований на тему связей с инвесторами, в частности, существует необходимость в разработке методологических подходов к изучению и организации деятельности компании в области IR (Investor Relations).
Применение подходов проектного и операционного менеджмента к планированию и организации процессов, которые носят некоторый уникальный характер для российских компаний и требуют комплексного применения инструментов с точки зрения различных теоретических и практических подходов, является необходимым условием создания дополнительной ценности и поддержания устойчивого положения на рынке.
Связи с инвесторами, или IR, играют важную роль в способности компании создавать положительную репутацию и привлекать капитал. Высокое качество IR обеспечивает верное понимание стратегии компании всеми участниками рынка и способствует построению долгосрочных доверительных отношений [21, c. 303–306]. Результаты некоторых исследований подтверждают, что эффективные связи с инвесторами могут оказывать положительное влияние на стоимость компании [13].
1. База ежегодных исследований «Thomson Extel Survey — Focus Russia» в области Investor Relations (за период с 2012 по 2015 г.) [Текст]. — URL: https://www.extelsurveys.com (дата обращения: 10.03.2016).
2. База ежегодных обзоров практики проведения non-deal roadshows «IR Magazine Global Roadshow Report» (2011–2015) [Текст]. — URL: https://www.irmagazine.com/whitepapers (дата обращения: 21.04.2016).
3. База исследовательских материалов «Интерфакс Бизнес Сервис» [Текст]. — URL: http://www.irconsulting.ru/DocumentList.aspx (дата обращения: 21.04.2016).
4. База отчетов и презентаций «Ежегодного Российского IR-Форума» [Текст]. — URL: http://arfi.ru/resources/knowledge-base/presentations/?event=33 (дата обращения 18.04.2016).
5. База IR-агентств России [Текст]. — URL: http://www.spark-interfax.ru (дата обращения: 23.04.2016).
6. База IR-кейсов победителей и призеров ежегодного «Конкурса IR-кейсов» АРФИ номинация «Лучшая IR-команда» (за период 2008–2015 гг.). 83 кейса [Текст]. — URL: http://arfi.ru/events/IR-cases-contest (дата обращения: 18.04.2016).
7. Матовников М. Организация отношений с инвесторами: российская и зарубежная практика [Текст] / М. Матовников [и др.]. — М.: Альпина Паблишерз, 2010. — 230 с.
8. Матовников М. IR на долговом рынке: развитие базы инвесторов компании [Текст] / М. Матовников // Cbonds Review. — 2007. — № 3.
9. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) [Текст]. — 5-е изд. — М.: Project Management Institute, 2013. — 614 с.
10. Хиггинс Р. Отношения с инвесторами: передовой опыт [Текст] / Р. Хиггинс. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 224 с.
11. Brown I. Getting a grip on investor relations // Directors and Boards. — 1994. Vol. 19, pp. 44–60.
12. Bushee B.J., Joseph G., Lian F. Corporate Jets and Private Meetings with Investors // Chicago Booth Research Paper. 2014. No. 12–43.
13. Bushee B.J., Miller G.S. Investor Relations, Firm Visibility, and Investor Following // The Accounting Review. 2012. Vol. 87. Issue 3. P. 867–897.
14. Clarke G., Murray L.W. Investor relations: perceptions of the annual statement // Corporate Communications: An International Journal. 2000. Vol. 5. No. 3, pp. 144–51.
15. Dolphin R.R. Approaches to investor relations: Implementation in the British context // Journal of Marketing Communications. 2003. No. 9, pp. 29-43. 16. Dolphin R.R. The strategic role of investor relations // Corporate Communications: An International Journal. 2004. Vol. 9. No. 1, pp. 25–42.
16. Dolphin R.R. The strategic role of investor relations, Corporate Communications: An International Journal. Vol. 9. No. 1, 2004, pp. 25–42.
17. Farragher E.J., Kleinman R., Bazaz M.S. Do investor relations make a difference? // The Quarterly Review of Economics and Finance. 1994. Vol. 34. No. 4, pp. 405–412.
18. Goldblatt J.H. Special Events: Event Leadership for a New World, 2004, p. 524.
19. IR Magazine Special Report: A Survivor´s guide to roadshow — 2010. URL: http://www.media-tree.com/ru/our-services/financial-roadshows (дата обращения 12.02.2016).
20. IR Magazine Special Report: Roadshow Planning — 2011 URL: http://www.irmagazine.com/reports/ (дата обращения 12.02.2016).
21. Laskin A.V. How investor relations contributes to the corporate bottom line // Journal of Public Relations Research. Vol. 23. Issue 3. 2011. P. 302–324.
22. Kirk M.P., Vincent J.D. Professional Investor Relations within the Firm // The Accounting Review. 2014. Vol. 89. No. 4, pp. 1421–1452.
23. Marston C., Straker M. Investor relations: a European survey // Corporate Communications: An International Journal. 2001. Vol. 6. No. 2, pp. 82–93.
24. NIRI // Standards of Practice for Investor Relations — 2012. URL: http://www.niri.org/Main-Menu-Category/resource/publications/Standards-of-Practice-for-Investor-Relations.aspx (дата обращения: 02.12.2015).
25. Petersen B.K., Martin H.J. CEO perceptions of investor relations as a public relations function: An exploratory study // Journal of Public Relations Research. 1996. No. 3, pp. 173–209.
26. Rao H., Sivakumar K. Institutional sources of boundaryspanning structures: the establishment of investor relations departments in the Fortune 500 industrials, Organizational Science. 1999. Vol. 10. No. 1, pp. 27–42.
27. Regester M. Why investor relations is growing in importance and requires special skills, International Public Relations Review. 2009. Vol. 13 No. 1, pp. 4–7.
28. Solomon D.H., Soltes E.F. What Are We Meeting For? The Consequences of Private Meetings with Investors // Journal of Law and Economics. 2015.
29. Tum J., Norton P., Wright J.N. Management of Event Operations. Elsevier Butterworth Heinemann, New York, 2012, p. 288.
30. Tuominen K. User-centered discourse: An analysis of the subject positions of the user and the librarian // Library Quarterly. 1997. No. 67. Pp. 350–371.