с 01.01.2015 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье обобщены ключевые особенности учебного пособия В.В. Ковригина для абитуриентов, которые готовятся к Единому государственному экзамену по обществознанию. Представлены рекомендации по эффективному использованию книги в преподавании обществознания на подготовительных курсах в форме индивидуальных занятий, а также самоподготовки.
обществознание, ЕГЭ по обществознанию, курс средней школы, общество, политика, экономика, юридические знания, социология, философия.
Обществознание – наиболее популярный предмет по выбору для выпускников школ, сдающих ЕГЭ. На первый взгляд для многих это несложный предмет, который выпускники часто выбирают из-за кажущейся «простоты». Вместе с тем круг знаний, который включает этот предмет, очертить точно очень сложно. Теория из многих наук становится трудной для понимания школьниками. Достоинство учебного пособия В.В. Ковригина – в иллюстрациях теоретических положений множеством примеров из разных сфер жизни. Об этом заявляет сам автор во введении: «Серьёзная проблема изучения обществознания – как понять теорию, которой наполнены большинство учебников. Зачастую она так и остаётся в виде "зазубренных" положений в головах учащихся. Чтобы этого не произошло, необходимо пытаться "переложить" теорию на примеры из реальной жизни, истории, множество которых можно найти в лекциях» [1, с. 6].
Учебное пособие В.В. Ковригина приглашает его читателей к дискуссии – для этого освещаются спорные в науке проблемы. Автор прямо говорит о том, что единственно верных обществоведческих истин в науке не существует. И здесь главное – найти компромисс между дискурсивностью некоторых положений и теоретической базой науки. Слишком большое увлечение научными дискурсами может привести к формированию у учащихся опыта необязательности и неточности выводов науки. Автор учебного пособия этого избегает, приводя отдельные, самые яркие дискуссионные проблемы в науке. Учитывая главную цель пособия – подготовку к ЕГЭ, – оно снабжено достаточным объемом теоретического материала.
Логика учебного пособия соответствует кодификатору ЕГЭ и включает несколько разделов: «Человек и общество», «Духовная культура человека и общества», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Для удобства обучающихся и преподавателей в пособии приведен словарь обществоведческих терминов по разделам. В учебном пособии представлены не только «традиционные» для науки теоретические положения, но и разработки в области гуманитарных и социальных наук, представленные в других научных трудах автора [2–7].
Учебное пособие В.В. Ковригина «Обществознание» можно использовать для эффективной подготовки к ЕГЭ как справочник необходимой теоретической информации и как средство закрепления изученного. Для этого в книге приведены примерные задания и пояснения к их решению.
Данное пособие нельзя рассматривать как универсальный справочник теоретического материала, изучаемого во всех классах школы. Программа подготовки к ЕГЭ немного отличается по объему и содержанию в сравнении с программой общеобразовательной школы. Книга В.В. Ковригина в полном объеме соответствует программе ЕГЭ.
1. Ковригин В.В. Обществознание [Текст]: учебное пособие для подготовки к ЕГЭ / В.В. Ковригин. – М.: ИНФРА-М, 2015.
2. Ковригин В.В. Технология участия этнических объединений в практике гражданской экспертизы регионального управления [Текст] / В.В. Ковригин // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2011. – № 8. – С. 332–336.
3. Ковригин В.В. Формы проявления этноцентризма в содержании школьного исторического образования [Текст] / В.В. Ковригин // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2013. – № 9. – С. 49–51.
4. Ковригин В.В. Проблемы научного статуса и объективности этноцентризма [Текст] / В.В. Ковригин // Научная мысль Кавказа. – 2014. – № 1. – С. 66–68.
5. Ковригин В.В. Школьный учебник истории как фактор социализации личности учащихся [Текст] / В.В. Ковригин // Вестник развития науки и образования. – 2009. – № 2. – С. 124–126.
6. Ковригин В.В. Воспитание исторического сознания школьников Украины: анализ учебников [Текст] / В.В. Ковригин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 1. – С. 215, 216.
7. Ковригин В.В. Воспитательный потенциал школьных учебников истории в условиях современного демократического общества [Текст] / В.В. Ковригин // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2014. – № 12. – С. 37–39.