Россия
В статье в свете современных научных разработок уточняется категориальный аппарат концепции человеческого капитала, определяются ее конструктивные возможности в нахождении путей успешного развития общества. Выявляются важнейшие условия эффективного использования национального человеческого капитала: наличие реального человеческого капитала надлежащего объема, количества; его качество, структурная зрелость, практическая ориентация, достаточная выраженность в нем не только знаниевого, но и компетентностного компонента, позволяющего применять его на практике, в реальных действиях; соответствие человеческого капитала, представляющих его способностей и компетенций потребностям развития производства и стратегии государства; наличие в обществе эффективного механизма использования персонала, обеспечивающего занятие должностей специалистами на основе профессиональной компетентности, конструктивной мотивации и трудоспособности, а также востребованность таких компетенций на рабочих местах. Диагностируются проблемы в области количественных и качественных параметров национального человеческого капитала в нашей стране и социального механизма его использования и намечаются пути их решения.
человеческий капитал, национальный человеческий капитал, условия использования человеческого капитала, механизм использования человеческого капитала.
Одна из важнейших тенденций, определяющих динамику современного мира, положение в нем отдельных государств и народов, — возрастание роли человеческого фактора в общественном развитии. Научным осмыслением этого процесса явилось появление ряда теорий, раскрывающих роль человеческих ресурсов в развитии экономики и общества. Центральное место среди них занимает концепция человеческого капитала. Она позволяет не только осознать приоритетную значимость человеческих ресурсов в современном производстве, в обеспечении высокой эффективности деятельности любой организации, но и находить оптимальные решения актуальных практических вопросов управления персоналом.
Сформировавшаяся в общих чертах в 50–60-е гг. ХХ в. концепция человеческого капитала претерпела с тех пор большие изменения. Расширилось и углубилось понимание человеческого капитала, определились важнейшие пути и способы его формирования, разработаны методики и процедуры его измерения на микро- и макроуровнях (уровнях отдельных организаций и страны в целом) и некоторые другие, преимущественно общетеоретические и диагностические, аспекты. Однако остаются относительно слабо изученными условия и механизмы эффективного использования человеческого капитала, в целом и в отдельных, конкретных странах в частности [8]. Между тем выявление и создание таких условий — одна из приоритетных задач государственной политики, решение которой влияет на успех экономического и социального развития страны.
Выявление важнейших социальных условий эффективного использования национального человеческого капитала, их идентификация применительно к современной России, а также определение общих путей создания и (или) сохранения таких условий является целью настоящей статьи.
1. Becker G.S. Human Capital and Poverty Alleviation [Text] / G.S. Becker. — Human Resources Development and Operations Policy, World Bank, 1995.
2. Безработных среди молодежи в России в 5 раз больше, чем среди 30–40-летних [Электронный ресурс] // ВЕДОМОСТИ. — URL: http://www.vedomosti.ru/ (дата обращения: 27.10.2015).
3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / А.Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 10 сент. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 15.03.2016).
4. Воздвиженская А. Россия поднялась в рейтинге стран по развитию человеческого капитала сразу на 25 позиций [Электронный ресурс] / А. Воздвиженская. — URL: http://www.rg.ru/gazeta/rg (дата обращения: 14.05.2015).
5. Гимпельсон В.Е. Российский работник: образование, профессия, квалификация [Текст]: монография / В.Е. Гимпельсон, Р.И. Капелюшников. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.
6. Грамотное построение системы образования [Электронный ресурс]. — URL: http://www.frio.ru/articles/description/7/4158/ (дата обращения: 05.04.2015).
7. Калюков Е. Утечка мозгов» из России увеличилась за последние полтора года [Электронный ресурс] / Е. Калюков. — URL: http://www.rbc.ru/society/24/03/2015/551134c29a7947727d49866d
8. Козлов А.И. Человеческий капитал: становление, сущность, формирование и критерии оценки [Текст] / А.И. Козлов. — М.: Экономика, 2009.
9. Компетенции в образовании: опыт проектирования [Текст] / под ред. А.В. Хуторского // Сб. науч. тр. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
10. Пугачев В.П. Подготовка кадров в вузах России: актуальные проблемы и пути их решения [Текст] / В.П. Пугачев // Ученые труды факультета государственного управления. — Вып. 8. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.
11. Пугачев В.П. Социальные трансформации в постсоветской России в свете стратегии глобального управления человечеством [Электронный ресурс] / В.П. Пугачев // Государственное управление. Электронный вестник. — 2015. — № 53. — С. 6–31. — URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/53_2015pugachev.htm
12. Словарь терминов Всемирного банка [Электронный ресурс]. — URL: http://www.worldbank.org/depweb/beyond/mirross/glossary.html (дата обращения: 17.04.2015).