В статье рассматривается современное состояние использования металлоплакирующих смазочных материалов. Раскрыто значение их использования в продлении рабочего ресурса машин и механизмов. Проведен анализ проблем по разработке и использованию принципиально новых металлоплакирующих смазочных материалов в России. Приведена структура системного подхода к мероприятиям, направленным на эффективное внедрение новых методов повышения износостойкости узлов трения. Объяснено значение, указаны тенденции возможного использования новых технологий в металлоплакирующих смазочных материалах.
металлоплакирующие смазочные материалы, трение, износ, избирательный перенос, эффект безызносности, сервовитная пленка
Каждый год в течение многих десятилетий конструкторы, инженеры, проектировщики оборудования, сервисные специалисты работают над основной задачей, как продлить рабочий ресурс средств и объектов материального производства с сохранением заданных рабочих характеристик. Продлевая ресурс машин и механизмов, например, на 35%, возможно снизить потребность в производстве этих средств на те же 35%. Основной причиной снижения ресурса работы машин являются трение и износ.
Проблема трения возникла с того времени, когда появилась техника. Более трети энергии в современных машинах расходуется на преодоление трения между ее механизмами, несмотря на подшипники и системы смазки, что в конечном итоге приводит к износу.
Износ деталей в узлах трения, во-первых, повреждает герметичность рабочей зоны (например, в поршневых машинах), во-вторых, снижает кинематическую точность механизма и нарушает обычный режим смазки. В результате происходит снижение мощности двигателя, повышается расход горюче-смазочных материалов, увеличивается опасность утечки взрывоопасных и ядовитых веществ, уменьшается точность и чистота
1. Гаркунов, Д.Н. Триботехника, конструирование, изготовление и эксплуатация машин. – М.: МСХА, 2001. – 629 с.
2. Гаркунов, Д.Н. Триботехника (Износ и безызносность). – М.: МСХА, 2001. – 538 с.
3. Исследование свойств пластичных смазок с омедненным порошком графита / В.Г. Мельников, В.В. Терентьев, В.П. Зарубин, Т.Ф. Юдина // Эффект безызносности и триботехнологии. – 2004. – №1. С. 33.
4. Повышение срока службы деталей машин и инструмента металлоплакированием: монография / А.К. Прокопенко, А.П. Голубев, Г.П. Зикеев, А.А. Корнеев. – М.: ИИЦ МГУДТ, 2010. – С. 87
5. Сорокин, В.М., Курников, А.С. Основы триботехники и упрочнения поверхностей деталей машин. – Н. Новгород: ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2006. – С.172–174
6. Фролов, К.В. Современная трибология: итоги и перспективы. – М.: УРСС/ЛКИ, 2007. – 480 с.
7. Щедрин, А.В., Зинин, М.А., Гаврилов, С.А. Влияние металлоплакирующей присадки Валена на показатели комбинированной обработки // Вестник машиностроения. – 2011. – №9. – С. 77–80.