В статье проанализированы условия, в которых функционируют современные университеты. Рассмотрены основные критерии эффективности деятельности вуза. Выявлены требования, предъявляемые к качеству человеческих ресурсов вуза в современных условиях. Описаны ключевые характеристики качества человеческих ресурсов вуза: компетентность, конкурентоспособность и вовлеченность. Установлено, что компетенции преподавателя должны быть согласованы со стратегией развития вуза. На личную конкурентоспособность влияют индивидуальные достижения. Вовлеченность оказывает прямое воздействие на результативность работы образовательной организации. Выделены подходы к разработке системы показателей эффективности деятельности преподавателя вуза. Определено, что требования к качеству зависят от государственной политики в сфере высшего образования и от стратегии вуза и установлено, что необходим механизм управления качеством человеческих ресурсов на уровне вуза.
вовлеченность, качество человеческих ресурсов, компетентность, конкурентоспособность, показатели эффективности, университет, человеческие ресурсы.
Система высшего образования в России последние 25 лет находится в процессе непрерывных изменений, которые продиктованы внешними и внутренними социально-экономическими условиями. Скорость этих изменений постоянно нарастает, а характер позволяет рассматривать их как кардинальные изменения в сфере высшего образования. Следует отметить, что такая ситуация наблюдается и в мировом масштабе, где основные тренды определены как глобализация, «диджитализация», «геймификация» и персонализация образовательного контента.
Так, деятельность российских высших учебных заведений реализуется сегодня в следующих условиях:
- повышение требований общества к качеству высшего образования (изменения, происходящие на рынке труда, стимулируют спрос на новые и доступные в оперативном режиме знания, при этом сами профессии и даже целые отрасли очень быстро трансформируются);
- перманентное обновление государственных образовательных стандартов (на смену уже третьему поколению стандартов приходят так называемые стандарты «три плюс»);
- появление новых образовательных технологий (в том числе дистанционные, интерактивные и т.п.);
- организационные преобразования, связанные с переходом на трехуровневую систему подготовки (бакалавриат, магистратура, аспирантура);
- новые экономические требования к деятельности вузов (расширение сектора коммерческих образовательных услуг за счет программ дополнительного образования, усиление конкуренции между вузами на рынке образовательных услуг, формирование внебюджетных фондов не только за счет образовательной, но и научно-исследовательской деятельности и т.д.);
- формируется новая политика государства в отношении высшей школы (предполагающая повышение эффективности деятельности в рамках заданной Министерством образования и науки РФ системы параметров; целевое финансирование вузов в качестве федеральных, научно-исследовательских, ведущих и опорных; повышение конкурентоспособности ведущих университетов страны на мировом уровне в рамках проекта «5–100»; закрытие неэффективных вузов и т.д.).
1. Масалова Ю.А. Исследование вовлеченности профессорско-преподавательского состава университета [Текст] / Ю.А. Масалова // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. — № 1 (101). — С. 76–82.
2. Масалова Ю.А. Формирование мотивации профессорско-преподавательского состава вуза, ориентированной на качество образовательного процесса [Текст]: дис. … канд. экон. наук / Ю.А. Масалова. — Иркутск, 2006. — 250 с.
3. Российский статистический ежегодник — 2015 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm (дата обращения: 17.04.2016).
4. Исаев А.П. Сертификация преподавателей университета на основе оценки научно-педагогических компетенций [Текст]: методическое пособие / А.П. Исаев [и др.]; под общ. ред. А.П. Исаева. — Екатеринбург: Ажур, 2015. — 106 с.
5. Чиряева Н.Г. Рейтинг вуза как инструмент развития конкуренции [Текст] / Н.Г. Чиряева, В.В. Семенова // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2013. — № 24. — С. 176–181.
6. Сотникова С.И. Управление человеческими ресурсами в условиях реформирования системы образования [Текст]: коллективная монография / С.И. Сотникова [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Сотниковой. — Новосибирск, 2014. — 199 с.
7. Сотникова С.И. Экономика и управление персоналом [Текст]: энциклопедический словарь / С.И. Сотникова [и др.]; под ред. проф. С.И. Сотниковой. — Новосибирск, 2012. — 468 с.