В статье определяется актуальность реформирования системы материального стимулирования труда персонала предприятий социально- культурной сферы. Рассмотрены основные теоретические и практические аспекты применения различных форм нематериального стимулирования труда персонала на примере реформирования системы стимулирования труда персонала кинотеатра «Аврора». Авторами раскрывается сущность системы стимулирования труда персонала, роль нематериального стимулирования труда, рассматривается взаимосвязь таких понятий, как «потребности», «стимул», «мотив». Выделены основные функции, которые выполняет стимулирование: экономическая, социальная и нравственная функции. Сущность понятия «стимулирования труда» заключается не только в создании такого механизма, при котором активная и приносящая определенные результаты трудовая деятельность, становится необходимым условием для удовлетворения значимых потребностей сотрудников, но и в использовании корпоративно-системных, социально-бытовых и социально-психологических форм нематериального стимулирования труда персонала предприятия, необходимость которых обоснована в рамках анализа результатов анкетирования сотрудников предприятия социально-культурной сферы. В рамках данной статьи рассмотрено формирование системы мотивации и нематериального стимулирования сотрудников компании предприятий кинопоказа, что позволит обеспечить эффективное оказание услуг потребителям кино-видеопродукции. Было выявлено, что в целом система стимулирования является удовлетворительной, но есть вероятность снижения эффективности системы ввиду безразличия сотрудников к выполняемой работе, отсутствия инициативности. Так же работники не стремятся участвовать в разрешении возникающих проблем в коллективе. Выяснена заинтересованность персонала в эффективной деятельности, но существующие недочеты в системе нематериального стимулирования, по мнению работающего коллектива, в той или иной степени влияют на удовлетворенность работой и снижают ее.
система нематериального стимулирования, потребности, стимул, мотив, мотивация персонала, экономическая функция, социальная функция, нравственная функция, корпоративно-системные, стимулы, социально-бытовые стимулы, социально-психологические стимулы, социально-культурная сфера.
1. Романова Е.Ю. Статьи. Метафизика жизни и бизнеса [Электронный ресурс] / Е.Ю. Романова. — 2016. — URL:// http://elena-romanova.ru/stati/metafizika-biznesa/biznes-idusha (дата обращения: 14.02.2016).
2. Альберт М. Основы менеджмента [Текст] / М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури. — М.: Дело, 1992.
3. Чернышева А.М. Основы менеджмента [Текст]: уч. пособие / А.М. Чернышева. — М.: Дашков, 2010.
4. Глухов В.В. Основы менеджмента [Текст]: учеб.-справ. пособие / В.В. Глухов. — СПб.: Спец. литература, 1995. — 327 с.
5. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации [Текст]: учебник / А.Я. Кибанов. — 4-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 695 с.
6. Занковский А.Н. Организационная психология [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Занковский. — М.: Флинта: МПСИ, 2002.
7. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст]: учебник / А.Я. Кибанов [и др.]; под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 524 с.
8. Ивасенко А.Г. Разработка управленческих решений [Текст]: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, Е.Н. Плотникова. — 2-е изд. — М.: КНОРУС, 2011. — URL: //http://knorus.ru›upload/pdf/322229.pdf (дата обращения: 14.02.2016).
9. Армстронг М.. Практика управления человеческими ресурсами [Текст] / М. Армстронг. — 8-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 825 с. — URL: //http://uchebnik.online/upravleniepersonalom-uch/dvuhfaktornaya-model-gertsberga-28587.html (дата обращения: 14.02.2016).