Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье представлены результаты ассоциативного измерения индивидуальных и групповых образно-символических представлений об управлении персоналом, проведенного в 2015 г. в рамках комплексного социологического исследования брендинга и бренд-менеджмента профессионализации. В опросе приняли участие 1083 респондента, которые обучались в четырех вузах по направлениям подготовки, предусматривающим изучение учебной дисциплины «Управление персоналом». Результаты анализа выбора участниками опроса определенных визуальных посредников, которые у них наиболее четко ассоциируются с управлением персоналом, позволили отметить особенности образно-символических представлений респондентов в зависимости от их пола, возраста и вида деятельности. Отдельно раскрываются интерпретации ассоциаций респондентов посредством инструментария психогеометрии. Особое внимание уделено классификации образно-символических представлений участников опроса по группам признаков, характеризующим управление персоналом.
феномен символического, принципы ассоциаций, индивидуальные и групповые образно-символические представления.
ВВЕДЕНИЕ
В современной научной мысли в сфере управления персоналом пристальное внимание уделяется теоретической проработанности и практической значимости различных парадигм науки управления персоналом. Вместе с тем остаются без должного внимания вопросы индивидуального и коллективного восприятия управления персоналом, результаты которого обусловливают не только отношение в обществе к данному виду деятельности, но и профессиональный интерес к нему. Следует отметить, что на фоне активно развивающегося (с конца XX — начала XXI в.) в других странах так называемого HR-брендинга (развитие бренда работодателя) в России наблюдаются только процессы интеграции персонала в бренды организаций, а процессы интеграции брендов видов деятельности в персонал представлены в усеченном варианте. В данном контексте вопросы брендинга и бренд-менеджмента управления персоналом как вида профессиональной деятельности приобретают особую актуальность.
1. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — 502 с.
2. Кармадонов О.А. Социология символа [Текст] / О.А. Кармадонов. — М.: Academia, 2004. — 352 с.
3. Бабенко И.И. Об ассоциативности как универсальном коммуникативном свойстве языка [Текст] / И.И. Бабенко // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2004. — № 1. — С. 25–28.
4. Головашина О.В. Ассоциативный эксперимент для измерения гражданской идентичности [Текст] / О.В. Головашина // Социологические исследования. — 2015. — № 7. — С. 64–71.
5. Тараненко В.И. Разоблаченный логотип, или Психогеометрия [Электронный ресурс]. — URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6649374 (дата обращения: 27.03.2016).
6. Управление персоналом [Текст]: учебник / под общ. ред. А.И. Турчинова. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: РАГС, 2008. — 608 с.