Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – выявление максимально допустимого значения глубины трещины, не оказывающего влияния на нормальную работу двигателя. Материал головки – серый чугун СЧ25 подразумевает наличие графито-вых включений, пластинчатой формы. Данная структура материала не является оптимальной для улучшения теплопередачи, что также повышает температурные напряжения по поверхности и по толщине огневого днища и приводит к появлению таких аварийных дефектов, как термоусталостные трещины межклапанных перемычек. Таким образом, этот дефект лимитирует ресурс ГБЦ. Исследование глубины термоусталостных трещин проводилось по приведенной методике. Результаты исследований величины этого дефекта для двигателя ЯМЗ-238НБ показали, что наибольшая динамика развития этого дефекта наблюдается в межклапанной перемычке между форсуночным отверстием и гнездом впускного клапана. Эта зона характеризуется наибольшими перепадами температур и механическими напряжениями по толщине и ширине этого участка, что наблюдается в период наработки 2000-3000 ч. Обоснована максимальная допустимая величина глубины термоусталостных трещин на огневом днище головок блоков цилиндров, при которой не возникает аварийных дефектов данной детали. Этой величиной следует считать 6,5 мм, так как остаточная неразрушенная толщина этой зоны обеспечивает ресурс данной детали до следующего капитального ремонта. Контроль глубины термоусталостных трещин позволит сэкономить запасные части при капитальном ремонте и определить возможность повторного использования головок блоков цилиндров двигателей.

Ключевые слова:
напряжения, деформация, усталость, трещина
Список литературы

1. Галенко, И. Ю. Увеличение послеремонтного ресурса двигателей / И. Ю. Галенко, С. Н. Жильцов, О. В. Шарымов // Сельский механизатор. – 2014. – №10. – С. 32-37.

2. Черкашин, Н. А. Пути повышения долговечности головок цилиндров тракторных дизелей // Известия Самарской ГСХА. – Самара, 2011. – С. 86-89.

3. Черкашин, Н. А. Снижение напряжений в межклапанных перемычках головок цилиндров дизелей / Н. А. Черкашин, В. В. Шигаева, Г. Н. Дмитриев // Достижение науки агропромышленному комплексу : сб. науч. тр. – Самара, 2014. – С. 268-271.

4. Межецкий, Г. Д. Определение ресурса головок блоков дизельных двигателей / Г. Д. Межецкий, Н. А. Черкашин // Ресурсосберегающие методы использования сельскохозяйственной техники : сб. науч. тр. – Ульяновск, 2007. – С. 67-71

5. Черкашин, Н. А. Результаты исследований термостойкости конструкционных материалов для изготовления головки блока цилиндров / Н. А. Черкашин, С. Н. Жильцов // Известия Самарской ГСХА. – Самара, 2015. – №3. – С. 46-49.

6. Межецкий, Г. Д. Механика образования трещин в деталях двигателей внутреннего сгорания при малоцикловом термоусталостном режиме / Г. Д. Межецкий, В. В. Чекмарев, Д. В. Межецкий // Вестник Саратовского ГАУ им. Н. И. Вавилова. – 2009. – №10. – С. 54-58.

7. Бондаренко, С. И. Влияние формы графита на термическую стойкость чугуна [Электронный ресурс] / С. И. Бонда-ренко, И. П. Гладкий // Вестник ХНАДУ. – 2006. – №33. – URL: http//cyperleninka/ru/areticle/n/Vliyanie-formy-grafita-na-termicheskuyu (дата обращения: 28.04.2014).

Войти или Создать
* Забыли пароль?