Гуманистические тенденции лингвообразования требуют резкого изменения «дидактического ландшафта» технологий, их поворота в сторону личности профессионала. Анализ системообразующих факторов и научных принципов конструирования педагогических технологий показывает, что образовательная технология, по сути своей, антропна и ориентирована на психологию усвоения ЗУНов. Учитывая надпредметные качества личности, она подразумевает управление учебной деятельностью рефлексивным способом, т.е. путем формирования критического и творческого мышления, способов умственной деятельности и речевого поведения. При этом суть технологии проявляется в интенсификации процесса преподавания / обучения иностранным языкам с помощью инженерной техники и направлена на повышение интеллектуального уровня его субъектов, воспитание их ответственности, нравственности, готовности принимать вызовы времени и преодолевать жизненные препятствия.
педагогическая технология, надпредметные качества личности, интенсификации процесса обучения, гуманитарное пространство вуза.
Проблемы педагогического проектирования занимали ученых со времен А.С. Макаренко, который поставил перед наукой и практикой проблему «проектировки личности». Тогда же в гуманистической психологии были введены в научный оборот понятия о самореализующейся личности, что объяснялось обострением противоречий, существующих между реальными условиями, создаваемыми в системе образования для становления человека, и тем, что ему необходимо для полноценного вхождения в общество. В идеале педагогическое проектирование — это деятельность по созданию педагогом представления не только о будущем процессе обучения, но и о развитии личности обучающегося. Поиск путей раскрытия внутренних резервов личности привел к пониманию того, что человек от природы наделен всеми необходимыми свойствами для самореализации. Американский психолог и педагог К. Роджерс [10] по праву считает, что технология должна: а) учитывать естественные психологические свойства человека и его интеллекта; б) опираться на ресурсы личности, а не на принуждение; в) интенсифицировать побудительные мотивы творческого развития личности в ее стремлении к актуализации [10].
Однако «в настоящее время, — пишет И.Г. Шендрик, — объектом проектирования образовательной технологии не является ни гармоническая, ни самореализующаяся личность. Цели педагогической деятельности, формулируемые и понимаемые как “формирование”, “определение”, “осуществление контроля” не имеют реального отношения к проектированию образования самореализующейся личности, ибо при таком подходе она перестает быть полноценной» [16, c. 39]. Трудно не согласиться с утверждением исследователя о том, что педагог должен уметь управлять учебной деятельностью не директивно-контролирующим, а рефлексивным способом. В этом случае он не просто ставит некоторые цели перед учащимися, а ищет и формулирует их вместе с ними, стремясь к тому, чтобы цели были внутренне приняты обучающимися. Это означает, что разработка технологии предполагает также и создание среды как средства, стимулирующего процессы самопознания, целеполагания и проектирования перспектив автономной деятельности.
1. Библер В.С. Диалог культур и школа XXI века [Текст] / В.С. Библер // Школа диалога культур: идеи, опыт, проблемы / Под ред. В.С. Библера. — Кемерово: АЛЕФ, 1993. — С. 9–106.
2. Богатырёва М.А. Технологии лингвообразования: вопросы теории и практики [Текст] / М.А. Богатырёва // Человеческий капитал. — 2015. — № 4. — С. 40–44.
3. Буданов В.Г. Синергетические стратегии в образовании: в книге «Философские проблемы образования» [Текст] / В.Г. Буданов. — М.: Изд-во РАГС, 1996. — С. 191–199.
4. Гончаров С.А. Гуманитарные технологии в образовании и гуманитарной сфере [Текст] / С.А. Гончаров // Вестник Герценовского университета. — 2008. — № 5. — С. 9–15.
5. Грицанов А.А. Новейший философский словарь PDF [Текст] / А.А. Грицанов. — 3-е изд., испр. — Минск: Книжный дом, 2003. — 1280 с.
6. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта [Текст] / М.В. Кларин. — М.; Рига: Эксперимент, 1995. — 176 с.
7. Князева Е.Н. Мыслитель эпохи междисциплинарности [Текст] / Е.Н. Князева, Е.С. Куркина // Вопросы философии. — 2009. — Т. 9. — С. 116–131.
8. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. — Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. — 146 с.
9. Лаврентьева Н.Б. Интенсификация учебно-познавательной деятельности студентов в процессе использования педагогических технологий [Текст] / Н.Б. Лаврентьева, Ю.В. Попов // Ползуновский вестник. — 2005. — № 1. — С. 280–286.
10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека [Текст] / К. Роджерс. — М.: Прогресс, 1994.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
12. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование — поиск новой парадигмы: монография [Электронный ресурс] / В.В. Сериков. — 1998. — 180 с. — URL: http://www.bim-bad.ru/docs/serikov education of personality.pdf
13. Смирнова Н.В. Общее (среднее) образование как процесс социокультурного воспроизводства: автореф. дис. … д-ра социол. наук [Текст] / Н.В. Смирнова.– М., 2001. — 353 с.
14. Фёдоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность [Текст] / А.В. Фёдоров. — Таганрог: Кучма, 2004. — 340 с.
15. Фёдоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза: монография [Текст] / А.Ф. Фёдоров. — М.: Информация для всех, 2007. — 246 с.
16. Шендрик И.Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования [Электронный ресурс] / И.Г. Шендрик // Педагогика. — 2004. — № 4. — С. 36–42. — URL: http://portalus.ru
17. Щедровицкий П.Г. Лекция о пространстве проектирования [Электронный ресурс] / П.Г. Щедровицкий / Сайт Школы культурной политики. — 2001. — URL: http://www.shkp.ru