ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА: АНАЛИЗ ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Коммуникативная компетентность рассматривается как неотъемлемая часть общекультурной подготовки выпускника системы высшего профессионального образования. Предпринимается анализ формулировок коммуникативных компетенций как результатов освоения основных образовательных программ, предусмотренных ФГОС третьего поколения, с целью определения их соответствия представлению о специалисте нового типа и выяснения содержательной трактовки понятия коммуникативной компетентности образовательными стандартами. Надежды на преодоление недочетов, допущенных при описании ожидаемых результатов образовательной деятельности федеральными государственными стандартами поколений 3 и 3+, связываются с максимальной реализацией потенциала языкового образования, в рамках которого коммуникативная компетентность приобретает статус истинного объекта педагогического процесса.

Ключевые слова:
федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, компетентностный подход, общекультурная подготовка, коммуникативная компетентность, требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Текст

Российское образовательное пространство во многом формируется нормоустанавливающими документами, разработка и внедрение которых направлены на реализацию приоритетных направлений развития отечественной системы образования. Для высшего профессионального образования в последнем десятилетии такими документами являются федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, разработанные с учетом компетентностной парадигмы образования. Соответственно, результаты образовательной деятельности описываются в терминах компетенций, особое место среди которых занимают общекультурные. Данное положение объясняется той ролью, которую общекультурная компетентность играет в профессиональной успешности выпускника и в общем развитии его личности и ставит на повестку дня вопрос о необходимости однозначной трактовки данного понятия с учетом его интегративной сущности.

Сегодня в качестве цели образования рассматривается формирование человека культуры и указывается на целый ряд компонентов культуры как составляющих его общекультурной подготовки, среди которых заметное место занимает культура коммуникации, культура осуществления коммуникативной деятельности. Пронизывая все три плана общей культуры человека — культуру личности, культуру деятельности и культуру социального взаимодействия [1], коммуникативная культура выступает инвариантом любой сферы жизнедеятельности человека. Исследователями указывается, что если для специалиста способом познания и преобразования мира является профессиональная культура, то способом преобразования себя — коммуникативная культура [6]. Соответственно, коммуникативный аспект выступает в качестве закономерного аспекта общекультурной компетентности, а представляющая ее коммуникативная компетентность оказывается среди ожидаемых «проекций общекультурного становления личности» (Е.И. Фомина).

Список литературы

1. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». — URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm (дата обращения: 19.03.2016).

2. Караваева Е.В. Рекомендуемый алгоритм проектирования программ высшего образования [Текст] / Е.В. Караваева // Высшее образование в России. — 2014. — № 8–9. — С. 5–15.

3. Клеменцова Н.Н. Формирование компетентности в области культуры как педагогическая реальность [Текст] / Н.Н. Клеменцова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2015. — Вып. 5. — C. 16–25.

4. ФГОС ВПО / ВО по направлениям бакалавриата / магистратуры // Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы [Электронный ресурс]. — URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 02.03.2016).

5. Шамсутдинова Е.К. Толерантность как коммуникативная категория [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук / Е.К. Шамсутдинова.– М., 2006. — 24 с.

6. Шевцова Е.В. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности будущего специалиста [Электронный ресурс] / Е.В. Шевцова // Сб. научн. трудов СевКавГТУ. — 2003. — Вып. 10. — URL: http://www.ncstu.ru (дата обращения: 15.03.2016).

Войти или Создать
* Забыли пароль?