ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается весьма актуальный для современной педагогики высшей школы вопрос: на основе каких компетенций базируется и как регулируется подготовка современного учителя литературы. В центре внимания авторов – личностные качества студентов, динамика их профессиональной обученности. В статье показан механизм формирования и контроля ключевых компетенций учащихся через систему специальным образом организованных учебно-производственных, учебных и педагогических практик.

Ключевые слова:
высшая школа, учитель, компетенция, практика.
Текст

Компетентностный подход к обучению играет важную роль в системе современного российского высшего образования. Он является теоретической основой всех поколений российских образовательных стандартов высшего профессионального образования. Трактовка базового понятия «компетенция», к сожалению, отсутствует в отечественных образовательных стандартах. В них не определяются пути и способы контроля сформированности компетенций, что снижает образовательную ценность данного документа [1].

Авторы считают целесообразным предложить педагогическому сообществу свой подход к определению и формированию компетенций современного учителя литературы. Он основан на категории «способность», учитывает личностные качества обучаемых, динамику их профессиональной подготовки и обеспечивает контроль сформированности компетенций.

В целом поддерживая принятое в государственных стандартах разделение компетенций на общеобразовательные и общекультурные, отмечаем существенный разброс и нестрогость предлагаемых в данном документе формулировок этого понятия.

На взгляд авторов, подготовка учителя литературы должна быть нацелена на формирование следующих видов ключевых компетенций, способных обеспечить его успешную педагогическую деятельность: литературоведческой, лингвистической, историко-культуроведческой, источниковедческой, эстетической, психолого-педагогической, поликультурной, коммуникативной, социокультурной. Важно отметить, что каждая из названных компетенций отвечает за формирование и реализацию на практике определенного сегмента его профессиональных задач.

Список литературы

1. Перечень поручений Президента РФ по итогам совместного заседания Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку [Электронный ресурс]. — [б.м.] — URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/49877

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. — [б.м.] — URL: http://минобрнауки.рф/documents/1908

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — [б.м.] — URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html

Войти или Создать
* Забыли пароль?