сотрудник с 01.01.2017 по настоящее время
Старая Руза, г. Москва и Московская область, Россия
статья вскрывает проблему эффективности правоохранительной деятельности, которая во многом определяется продуктивностью решения коммуникативных задач. Специфика работы сотрудников полиции связана с умением правильно организовывать контакт, диалог, дискуссию, устанавливать взаимопонимание и плодотворные взаимоотношения, урегулировать конфликты, находить взаимоприемлемые варианты для сотрудничества. В профессиональном общении сотруднику полиции приходится сталкиваться с разными людьми. Очень редко складываются ситуации, в которых не возникают барьеры общения. Поэтому в правоохранительной деятельности специфику построения межличностных отношений определяют особые условия работы, неординарные обстоятельства и непохожие друг на друга случаи и ситуации, прежде всего это общение (не по выбору и часто не по желанию) с новыми и необычными людьми, дела и действия которых не всегда вызывают сочувствие и симпатию.
юридическая психология, психология труда, деловое общение, профессиональное общение, правоохранительная деятельность, сотрудники полиции.
Эффективность правоохранительной деятельности во многом определяется продуктивностью решения коммуникативных задач. Специфика работы сотрудников органов внутренних дел связана с умением правильно организовывать контакт, диалог, дискуссию, устанавливать взаимопонимание и плодотворные взаимоотношения, урегулировать конфликты, находить взаимоприемлемые варианты для сотрудничества [1].
Говоря ненаучным языком, общение - это контакты между людьми, коммуникация. В психологическом словаре [3] общение определяется как процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Это определение представляется наиболее полным, так как включает три основных компонента общения: восприятие друг друга, обмен информацией и деятельность.
В более узком смысле (в контексте рассматриваемых проблем) общение является составной частью профессиональной деятельности юриста независимо от его специализации.
В юридической деятельности специфику построения межличностных отношений определяют особые условия работы, неординарные обстоятельства и непохожие друг на друга случаи и ситуации, прежде всего это общение (не по выбору и часто не по желанию) с новыми и необычными людьми, дела и действия которых не всегда вызывают сочувствие и симпатию.
Общение чрезвычайно разнообразно по своим видам. В зависимости от способа взаимодействия можно говорить о прямом и косвенном общении (непосредственном и опосредованном). При этом под прямым общением понимается естественный контакт «лицом к лицу». Косвенное (опосредованное) общение рассматривается как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств.
В зависимости от количества участников различают межличностное и внутриколлективное (групповое) общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по количеству участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. Внутриколлективное общение возникает тогда, когда личность общается со всеми членами своего трудового коллектива на почве общности установок, интересов, целей.
По способу взаимоотношений различают познавательное, личностное, деловое общение [2].
В ходе познавательного общения происходит получение или передача знаний.
Личностное общение во многом уникально и специфично. Оно возможно только тогда, когда партнеры внутри возникшей ситуации чувствуют себя на равных, одинаково заинтересованы в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений. В личностном общении люди объединяются, чтобы разделить друг с другом практическое и духовное бытие, для взаимной помощи, соучастия и взаимопонимания.
Деловое (профессиональное) общение - это общение в ситуации, когда целью взаимодействия становится достижение общего результата в деятельности, какого-либо четкого соглашения или договоренности. Чаще всего подобное взаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другом в близких межличностных отношениях (между коллегами, двумя коммерсантами, начальником и подчиненным и т. д.), когда статус каждого из партнеров по отношению к другому четко определен. В такого рода ситуациях важен предмет или повод, приведший к общению, без которого деловая беседа вообще состояться не может.
В деятельности правоохранительных органов специфику построения общения определяют особенности профессии, прежде всего необходимость установления межличностных отношений с людьми, действия которых не всегда вызывают понимание и приязнь. Профессиональное общение сотрудников правоохранительных органов следует рассматривать как многоплановый процесс установления и развития контактов, порождаемый потребностями правоохранительной деятельности, содержанием которой являются познание, обмен информацией и воздействие на участников коммуникации для достижения служебных целей.
В профессиональном общении вырабатываются и реализуются эффективные стратегии взаимодействия и построения отношений, приводящих к успешному осуществлению профессиональной деятельности. Особенностью профессионального общения сотрудников полиции является то, что оно имеет вынужденный характер и жесткую регламентацию.
Строго разделить виды общения можно только теоретически. Возникнув в процессе делового или познавательного общения, контакты между людьми могут перерасти в прочные связи за пределами данной деятельности. Труд работника полиции относится к формам человеческой деятельности, в которых особенно трудно установить границы делового, познавательного и личностного общения, определить их специфику. Между собой работники органов внутренних дел находятся и в деловом, и в познавательном, и личностном общении.
В какой мере разнообразна, неповторима возникшая ситуация, в такой же мере должно быть гибким, неординарным, разнообразным общение. Чтобы овладеть всеми формами общения, сотруднику необходимы импровизация, находчивость, гибкость, уверенность в себе и другие качества.
По своему значению общение многофункционально. Можно выделить по крайней мере три важнейшие функции общения:
- информационно-коммуникативную (прием и передача информации);
- регулятивно-коммуникативную (организация взаимодействия людей в их совместной деятельности);
- аффективно-коммуникативную (возбуждение в партнере нужных переживаний (воздействие на эмоциональную сферу партнера), а также эмоциональное самовыражение человека).
Анализ общения показывает, насколько данный феномен сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях. В целом можно отметить, что разнообразие форм и видов общения связано с множественностью его функций, а многофункциональность общения в свою очередь обусловлена его ролью и значением как в жизни отдельного человека, так и общества в целом.
Столь же сложной является внутренняя структура самого общения. Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений и чувств.
Перцептивная сторона общения есть процесс восприятия и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.
Наконец, интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» - взаимодействие) заключается в обмене действиями между общающимися сторонами, т. е. организации межличностного взаимодействия.
Итак, общение всегда осуществляется как процесс, который в наиболее простом виде включает ориентированность в ситуации общения, познание и понимание собеседника, установление психологического контакта, обмен информацией, взаимодействие и воздействие на партнера, создание условий и предпосылок для эффективного взаимодействия.
Такое расчленение целостного и внутренне единого процесса общения правомерно лишь в научных целях для более глубокого и всестороннего анализа феномена. При этом следует помнить, что в реальности процесс общения представляет собой единое целое.
Существенной характеристикой делового общения является отношение к собеседнику, которое отражает определенные психологические потребности и разные установки к общению. Как уже отмечалось, определенные сложности в общении могут создавать психологические барьеры темперамента и характера. Безусловно, воспитанные и владеющие собой люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта или дискомфорта. В свою очередь люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками. Между тем умение вести разговор со всеми деловым партнерами - показатель высокой культуры общения и развитой психологической компетентности.
В профессиональном общении сотруднику полиции приходится сталкиваться с разными людьми. Очень редко складываются ситуации, в которых не возникают барьеры общения. Поэтому следует быть снисходительными к проявлению некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Для этого необходимо следующее: уважать собеседника, стараться его понять, иметь чувство собственного достоинства, уметь контролировать себя в общении, выбирать линию поведения, устраняющую барьеры общения.
1. Мальцева Т.В. Влияние реформирования системы органов внутренних дел на психологические особенности будущих полицейских. В сборнике: Психолого-педагогические технологии в правоохранительной деятельности (Васильевские чтения - 2013): Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2013. С. 45-50.
2. Марьясис И. Б., Мальцева Т. В., Хрусталева Т. А. Деловое общение сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие. М. : Московский университет МВД России, 2007.
3. Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. : Политиздат, 1990.