Россия
В статье рассматривается проблема подготовки конкурентоспособных выпускников университета в условиях рыночной экономики. При формировании требуемых компетенций у обучаемых предпочтительны такие технологии, которые учитывают индивидуальные способности и особенности студентов, а также предполагают активное участие обучаемого в выборе и построении индивидуальной траектории обучения. В ходе освоения образовательной программы студенты должны иметь возможность изменения образовательного маршрута в зависимости от достигнутых текущих результатов освоения учебного материала. Предложен эффективный механизм управления образовательным процессом на основе сетевого моделирования. Приведены примеры управления индивидуальными образовательными траекториями в рамках предметного обучения. Разработанный механизм способствует повышению качества подготовки обучаемых, учитывает личные особенности и интересы студентов, а также стимулирует их познавательную и проектную деятельность.
конкурентоспособность образования, инновационные образовательные программы, предметное обучение, индивидуализация, управление образовательными траекториями.
1. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. – URL: http://government.ru/docs/16479/ (Дата обращения: 11.03.2016).
2. Бульбович Р.В., Зайцев Н.Н., Столбова И.Д. Анализ компетенций выпускника высшей школы в области аэрокосмической техники // Инновации в образовании. – 2010. – № 4. – C. 4–13.
3. Савенкова Т.И. Конкуренция вузов и конкурентноспособность специалистов как вектор движения образования на пути к прогрессу // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 9. – С. 115–126.
4. Полицинская Е.В. Готовность выпускника вуза к будущей профессиональной деятельности как условие его конкурентоспособности // Инновации в образовании. – 2015. – № 2. – С. 18–24.
5. Мильнер Б. Управление знаниями в современной экономике // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 9. – С. 8–13.
6. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Управление знаниями: модная теория или технология будущего // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 8. – С. 33–37.
7. Сысоева Е.Ю. Личностно-ориентированные технологии обучения в системе повышения квалификации преподавателей вуза // Высшее образование в России. – 2014. – № 12. – С. 42–47.
8. Юрловская И.А. Проблема индивидуализации подготовки студентов в условиях современной ситуации // Науковедение. – 2014. – № 1. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/91PVN114.pdf (дата обращения: 11.03.2016).
9. Назарова И.В. Организация самостоятельной работы в вузе в целях профессионально-творческого саморазвития студентов // Вестник Поволжского института управления. – 2011. – № 2. – С. 121–127.
10. Гуримская И.А., Желябина А.Г. Индивидуализация обучения посредством модульной технологии // Науковедение. – 2015. – Т.7. – № 2. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/101PVN215.pdf (дата обращения: 11.03.2016).
11. Финаев В.И., Косенко Е.Ю., Номерчук А.Я. Применение проектного подхода при реализации самостоятельной работы бакалавров инженерных направлений // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2014. – Вып. 12. – № 15 (142). – С. 52–54.
12. Вербицкий А.А. Проблемы проектно-контекстной подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 4. – С. 2–8.
13. Андреева Г.В. Технологии студентоцентрированного обучения в высшей школе России // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 4 (7). – С. 32–35.
14. Панишева Е.В. Обеспечение индивидуализации учебной деятельности студента вуза как проблема профессионального образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 5 (80). – С. 74–78.
15. Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей в образовательном процессе вуза // Открытое и дистанционное образование. Томск. – 2010. – № 2 (38). – С. 54–56.
16. Столбова И.Д. Управление качеством предметного обучения на основе компетентностного подхода // Университетское управление: практика и анализ. – 2011. – № 3. – С. 55–61.
17. Столбова И.Д. Организация предметного обучения: компетентностный подход // Высшее образование в России. – 2012. – № 7. – С. 10–20.
18. Маскаева А.М. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся // Инициативы ХХI века. – 2010. – № 3. – С. 23–25.
19. Климинская С.Л. Индивидуальная образовательная траектория как способ повышения эффективности обучения иностранным языкам // Науковедение. – 2014. – № 4. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/34PVN414.pdf (дата обращения: 11.03.2016).
20. Кравец О.Я., Заславская О.Ю. Обратная связь в системе управления как отражение компетентностной парадигмы построения индивидуальной образовательной траектории // Информационные технологии моделирования и управления. – 2012. – № 2 (74). – С. 158–167.
21. Татур Ю.Г., Красникова Е.Ю. О педагогических системах Cократа и Иисуса Христа // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 7. – С. 43–49.