сотрудник
Россия
Раскрывается понятие опережающего правового воздействия, формулируются цели юридического прогнозирования – научное предвидение динамики правовых состояний, оптимального правового воздействия на процессы, происходящие в обществе и государстве, во избежание возможных отклонений. Выделяются элементы юридического прогнозирования: определение границ и содержания перспективного правового регулирования, способов корреляции процессов общественного развития с мерой их правового отражения, позволяющих установить причинно-следственные зависимости в правовой системе, динамики правовых регуляторов не только внутреннего, но и международного права, динамики статусов и функций субъектов права, анализ поведения людей в правовой сфере, правовые риски, диагностика которых способствует минимизации негативных последствий. Рассматриваются методы прогнозирования и набор критериев, по которым оцениваются достижение целей и средства их достижения.
Прогнозирование, прогноз, риск, правовое регулирование, концепции, законотворчество.
В масштабных и динамичных процессах в современном мире особую актуальность приобретает возможность предвидения будущих явлений. В полной мере это относится к прогнозированию общественных явлений, в том числе в правовой сфере. Футурология как наследие прошлых веков приобретает новый потенциал. К сожалению, в практическом и теоретическом плане сделано немного и это отрицательно сказывается на качестве правотворчества и правоприменения. Обилие противоречивых правовых актов, ошибки и просчеты, явные пробелы снижают эффективность правового регулирования. Между тем освоение новых правовых пространств и необходимость стабильности общества, государства и мировой системы требуют более глубоких исследований правовых явлений.
Опережающее правовое воздействие. Сегодня трудно рассматривать право как явление «однолинейного» развития, сугубо «текстового» взгляда недостаточно для понимания сложных механизмов познания права и его динамики. И здесь поможет прогнозирование.
В 1970-х гг. в нашей стране разрабатывали прогноз развития народного хозяйства СССР на 20 лет. Институты Академии наук СССР были основными разработчиками прогнозных оценок. Сотрудники Института государства и права, среди которых был и автор настоящей статьи, готовили прогнозные материалы в сфере государственно-правового развития, которые, однако, оказались невостребованными; события последующих десятилетий развивались спонтанно, подчас вопреки предварительным оценкам. Таким образом, можно с горечью констатировать утрату практического интереса к прогнозированию в последние 20 лет. Тем не менее обнадеживает накопленный научный потенциал прогнозирования, в том числе в юридической сфере.
К сожалению, методологический инструментарий и накопленный опыт прогнозирования были преданы забвению с распадом Союза ССР. Был взят курс на рыночное саморегулирование, который не оправдал себя в полной мере. Слабость системного подхода и перспективных оценок привела к диспропорции и низким темпам развития. «Текущие» законодательные и оперативно-экономические меры не давали результата.
Опыт прошлых лет и последних двух десятилетий свидетельствует о явной недооценке прогнозов и моделей в процессе правотворчества и правоприменения. «Зигзаги» муниципальной и административных реформ, «возвратные» изменения законодательства о выборах в Государственную Думу Российской Федерации, выборах губернаторов, налогах, об образовании убеждают в слабости прогностической функции государства.
Многолетнее забвение прогнозной тематики наконец сменяется возрождением интереса к ней (в частности, приняты Стратегия социально-экономического развития России до 2020 г. и сопутствующие ей отраслевые стратегии). Хаотичность социально-экономических процессов потребовала введения перспективных механизмов их преодоления. Правительство РФ приняло постановление от 22 июля 2009 г. № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации» и утвердило Правила разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми разработка прогноза осуществляется в три этапа: сценарные условия и основные параметры прогноза, определение связи прогноза и госбюджета. Предвидение наиболее вероятных внешних и внутренних условий и характеристик социально-экономического развития дополняется количественными показателями. Минэкономразвития России готовит прогнозы на текущий период, а Минфин России - бюджетный прогноз.
1. XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. М., 2012.
2. Гаврилов О. А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993. Гл. 20.
3. Егоров В. К., Тихомиров Ю. А. Право и культура. М., 2009.
4. Зорькин В. Д. Право в условиях глобальных перемен. М., 2013.
5. Казимирчук В. П. Право и методы его изучения. М., 1965.
6. Концепции развития российского законодательства / отв. ред. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М., 2013.
7. Правовое пространство и человек / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2012.
8. Радченко В. И., Иванюк О. А., Плюгина И. В. и др. Практические аспекты прогнозирования законодательства и эффективность применения прогнозируемых норм // Журнал российского права. 2008. № 8.
9. Тихомиров Ю. А. Государство. М., 2013.
10. Тихомиров Ю. А. Коллизионное право и отклонения в правовой сфере // Право и политика. 2013. № 3.
11. Тихомиров Ю. А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010.