Белгород, Белгородская область, Россия
На основе проведенного исследования авторами предлагается методика оценки влияния некоммерческих организаций (НКО) на эффективность управления экономическим пространством региона. Доказана взаимосвязь и взаимообусловленность закономерности процесса развития НКО и реализации устойчивого экономического регионального развития, где индикатором эффективности являются - показатели оценки влияния НКО на многовекторность управления экономическим пространством региона и качество жизни населения. Разработан методический инструментарий исследования оценки влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона. Авторы доказывают целесообразность использования методики, логика разработки которой обосновывается уточнением социально-экономического содержания участия НКО в эффективном управлении через понятие акторного трехстороннего взаимодействия как системы отношений между субъектами (государством, бизнесом и НКО), реализация которых способна приносить каж-дому из субъектов выгоды экономического характера. Представлена последовательность разработки методики оценки влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона. В авторской методике используется детерминированная мультипликативная факторная модель, основанная на расчете средней геометрической. Оценка участия некоммерческих организаций в развитии экономического пространства региона, прежде всего, основана на определении эффектов от участия НКО в управлении экономическим пространством и их влияния на развитие территорий.
некоммерческие организации, экономическое развитие региона, методика оценки, динамические показатели оценки, интегральные показатели оценки, экономические индексы, экономическая эффективность.
Введение. Изучение особенностей и условий влияния деятельности некоммерческих организаций (НКО) на результаты экономического развития региона приобретают значимую роль при разработке программных мероприятий устойчивого регионального развития на долгосрочную перспективу [1; 2]. В современных условиях развития региональной экономики, когда влияние факторов часто носит агрессивно-негативный характер, что сопровождается стагнацией производства, уменьшением доходов и сокращением занятости большей части населения, сокращением доходной части бюджетов всех уровней оценка участия некоммерческих организаций в эффективном управлении экономическим пространством региона приобретает все большее практическое значение [3]. Новая содержательная нагрузка на НКО в рамках повышенного внимания к их деятельности со стороны органов государственной власти, частично обоснованная геополитической турбулентностью, вызывает необходимость теоретико-методологического обоснования инструментария оценки влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона [4].
Методика. Общеметодологическим основанием для исследования явились структурно-функциональный, диалектический, синхронно-сравнительный, системный анализ с моделированием экономических процессов, монографический, индексный, группировок и расчетно-конструктивный методы. Из специальных методологических подходов использовались социологический и синергетический, системный подход в его субъектно-объектном и функционально-структурном аспектах многовекторного участия НКО в управлении экономическим пространством региона и деятельностный подходы. При изучении и обобщении родственных и похожих явлений применялись методы анализа. Для моделирования индикативной оценки участия НКО в эффективном управлении экономическим пространством используется метод функционального моделирования. Применение методологии, характеризуется использованием структурного и процессного подходов как научных методов познания процесса формирования, реализации и организации участия НКО в управлении экономическим пространством региона. Информационной базой исследования стали статистические данные в сфере НКО, отечественная и зарубежная правовая, нормативно-методическая и экономическая литература в сфере управления НКО, юридические базы данных, законодательные акты России в области НКО, отечественные и зарубежные информационные ресурсы Интернет и др.
Основная часть. Критический анализ литературных источников по исследуемой проблеме [5; 6; 7] позволил сделать вывод о том, что инструментарий, предназначенный для оценки участия НКО в эффективном управлении экономическим пространством региона, представлен ограниченным количеством методик и методических подходов. В подавляющем большинстве методик их авторы исходят из закономерной взаимосвязи проявления гражданской инициативы через развитие институтов гражданского общества, оцениваемое деятельностью и государственной поддержкой социально ориентированных некоммерческих организаций и основных показателей социально-экономического развития территорий.
Не отвергая указанной взаимосвязи, в развитие методического инструментария исследования оценки влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона целесообразно использовать методику, логика разработки которой обосновывается уточнением социально-экономического содержания участия НКО в эффективном управлении через понятие акторного трехстороннего взаимодействия как системы отношений между субъектами (государством, бизнесом и НКО), реализация которых способна приносить каждому из субъектов конкретные результаты и выгоды экономического, социального и политического характера.
Развитие регионального экономического пространства детерминирует изменение степени и качества взаимодействия некоммерческих организаций с бизнес-сообществом и органами государственной власти, происходящее вследствие проявления как чисто «рыночных» факторов (в данном случае они предстают как объективная реальность), так и вследствие изменений региональных условий развития производственных сил и отношений, формирующихся во всей совокупности отраслевых сегментов. Оценка участия некоммерческих организаций в развитии экономического пространства региона основана на определении эффектов от участия НКО в управлении экономическим пространством и их влияния на развитие территорий (способность увеличивать создаваемый валовой внутренний продукт; обеспечивать динамичное повышение качества жизни населения, стимулировать трудовую миграцию населения; расширять социально-экономическое пространство).
Последовательность разработки и апробации методики оценки влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона описывается следующей схемой (рис. 1).
Исследовательская гипотеза разработки методики оценки влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона заключается в исследовании региональной бизнес-среды, изменение которой, в том числе, сопряжено с разной степенью интенсивности влияния некоммерческих организаций на региональное бизнес-сообщество. Механизмом влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона выступает соотношение совместно реализованных бизнес-проектов с участием НКО к общему числу предпринимательских инициатив, оцененных в увеличении создаваемого валовой регионального продукта.
Отсюда задача разработки методики состоит в создании инструмента оценки сбалансированности участия НКО в управлении развитием экономического пространства региона, отражающую его характер и направленность влияния. Целевым назначением предлагаемой методики мы определяем ее прикладное использование в аналитической практике исследования эффективности управления экономическим пространством региона, что потребует апробации методики на примере совокупности регионов с относительно равными условиями объема государственной финансовой поддержки НКО, объема средств, представленных СОНКО в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и наличия в регионе некоммерческих организаций – «ресурсных центров», оказывающих образовательные и консультационные услуги, методическую поддержку СОНКО.
Субъектами использования методики, на наш взгляд, могут выступать как региональные структуры исполнительной власти, так и структуры государственного управления федеральным округом, функционалом которых является регулирование отбора стратегических приоритетов и направлений по развитию институционального обеспечения реализации государственной политики в сфере регулирования деятельности НКО [8; 9].
1. Формулировка исследовательской гипотезы и цели разработки методики |
2. Определение задач применения методического инструментария, объекта и субъекта использования методики |
4. Алгоритмизация оценочных процедур |
4.1. Выделение, классификацию и ранжирование индикаторов |
3. Конкретизация методологических положений оценки развития экономического пространства региона. Определение типологии участия НКО в управлении, отражающую его характер и направленность влияния |
4.2. Формирование исходного массива данных для проведения оценки |
4.3. Расчет динамических показателей оценки |
4.4. Расчет индикативных показателей оценки |
4.5. Визуализация результатов оценки |
5. Апробация методики |
5.1. Выбор и обоснование объекта апробации методики |
5.2. Выполнение оценочных процедур |
5.3. Графическое представление отклонения интегрального показателя развития экономического пространства региона, и формулировка выводов о характере участия НКО в управлении развитием экономического пространства региона |
управления экономическим пространством региона
Базовым методологическим принципом для разработки методики оценки влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона определен принцип детерминизма, суть которого сводится к постановке, решению экономических задач, при котором их условия формулируются с полной определенностью, без учета факторов неопределенности.
Соблюдение требования определенности условий, согласно выше приведенной постановке исследовательской задачи, обеспечивается объективной экономической закономерностью, заключающейся в зависимости региональной бизнес-среды от интенсивности влияния НКО на региональное бизнес-сообщество. Развитие региональной бизнес-среды в данном случае предстает как детерминанта – фактор, способный оказывать влияние на экономические процессы, отношения [10]; конкретный фактор, который порождает явление, обуславливает его [11].
Результаты оценки влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона должны отвечать критерию достоверности, а, следовательно, в методике необходимо использовать количественно измеримые показатели, позволяющие избежать проявления фактора субъективизма.
Из-за существования значительных региональных различий в типологии участия НКО в управлении, отражающую его характер и направленность влияния некоммерческих организаций на региональное экономическое пространство, сравнение абсолютных его измерителей априори будет непоказательным, что оправдывает выбор показателей в их относительном выражении. В нашем случае предпочтительной является индексная форма представления темпов динамики развития региональной бизнес-среды, оцененных в увеличении создаваемого валового регионального продукта, что вытекает из требования упрощения расчетных процедур, имеющего важное значение для аналитической практики.
Приведение показателей методики к единообразной форме выражения позволит обеспечить правильный выбор детерминированной модели для расчета интегральных показателей динамики влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона: аддитивной, кратной, мультипликативной, адекватно отражающих функциональные зависимости между исходными показателями.
В нашей авторской методике целесообразно использовать детерминированную мультипликативную факторную модель, основанную на расчете средней геометрической:
ЭПРг = nÖ ЭПРХi = nÖ Хi1 * Хi2 …* Хin (1)
где: Хi1, Хi2, Хin – частные показатели оценки в группе, по направлениям оценки развития региональной бизнес-среды; n – количество показателей в группе.
Уточнение методологических положений оценки влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона требует алгоритмизации оценочных процедур. В состав этих процедур, как было показано на рисунке 1, авторы, прежде всего, включают: 1) выбор и обоснование показателей оценки; 2) формирование исходного массива данных для проведения оценки; 3) расчет динамических показателей оценки; 4) расчет интегральных показателей оценки; 5) визуализацию результатов оценки.
Поскольку информационным источником для формирования исходных показателей определена официальная статистическая отчетность Росстата, авторы считают правомерным использование комплекса содержащихся в ней основных показателей состояния влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством (табл. 1).
Показатели, приведенные в таблице, имеют разные единицы измерения, но это, на наш взгляд, не является препятствием для их использования при построении интегральных показателей. В оценке влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона мы предлагаем использовать индексную форму, нивелирующую влияние фактора «разноизмеримости» показателей.
Прикладной характер предлагаемой методики, как и любой другой методики, требует ее проверки на предмет возможности использования в практике аналитических исследований.
Выводы.
Предложенные направления, методика, типология участия НКО в управлении и соответствующий инструментарий определения эффектов от участия НКО в управлении экономическим пространством позволят в режиме транспарентности получать заинтересованными субъектами (государством, бизнесом и др.) объективные независимые оценки, создавать аналитические отчеты, которые будут способствовать разработке стратегических направлений по обеспечению динамичного повышения качества жизни населения, совершенствованию взаимодействия между органами власти и НКО, бизнесом и НКО, расширению социально-экономического пространства региона [13; 14;15].
Предложенный методический инструментарий комплексной оценки участия НКО в эффективном управлении экономическим сегментом позволит учитывать социально-экономический и политический характер влияния и объективно применять алгоритм оценки территорий по уровню и характеру участия НКО в управлении экономическим пространством региона.
Предложенный аппарат моделирования индикативной оценки участия НКО в эффективном управлении экономическим пространством позволит учитывать и устанавливать зависимость динамичной устойчивости развития экономического пространства от плотности и степени агрессивности вмешательства НКО.
Предложенный алгоритм отбора стратегических приоритетов и рекомендации по развитию институционального обеспечения реализации государственной политики в сфере регулирования деятельности НКО позволят на безкоррупционной платформе выстроить алгоритм взаимосвязанных этапов:
1 этап – взаимосогласованность стратегических целей и задач развития НКО;
2 этап – учет экономических эффектов от участия НКО в управлении экономическим пространством региона;
3 этап – формирование экономических механизмов качественного вовлечения НКО в развитие экономического пространства региона;
4 этап – согласование государственных, региональных и общественных интересов по развитию экономического пространства при реализации социально-экономической стратегии развития Белгородской области.
Таблица 1
Показатели оценки влияния НКО на эффективность управления экономическим
пространством региона
Направление оценки |
Показатели оценки |
|
Субсидии, предоставленные СОНКО (социально ориентированные некоммерческие организации) |
Субсидии, предоставленные СОНКО, в том числе: субсидии СОНКО, предоставленные на конкурсной основе |
|
Объем средств, представленный СОНКО в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 44-ФЗ) |
|
|
Объем средств, представленный СОНКО в рамках Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – закон № 442-ФЗ) |
||
|
|
|
|
|
|
Предоставление СОНКО налоговых льгот, в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации |
Размер предоставляемой льготы по налогу на прибыль организаций социально ориентированным некоммерческим организациям (в процентных пунктах от максимальной ставки) |
|
Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, применяющих льготу по налогу на прибыль организаций |
|
|
Объем выпадающих доходов бюджета субъекта Российской Федерации при предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций социально ориентированным некоммерческим организациям |
|
|
Размер предоставляемой льготы по налогу на прибыль организаций юридическим лицам, осуществляющим пожертвования СОНКО (в процентных пунктах от максимальной ставки) |
|
|
Количество юридических лиц, осуществляющих пожертвования СОНКО, применяющих льготу по налогу на прибыль организаций |
|
|
Объем выпадающих доходов бюджета субъекта Российской Федерации при предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций юридическим лицам, осуществляющим пожертвования СОНКО |
|
|
Размер предоставляемой льготы по налогу на имущество организаций юридическим лицам, осуществляющим пожертвования социально ориентированным некоммерческим организациям (в процентных пунктах от максимальной ставки) |
|
|
Количество юридических лиц, осуществляющих пожертвования социально ориентированным некоммерческим организациям, применяющих льготу по налогу на имущество организаций |
|
|
Объем выпадающих доходов бюджета субъекта Российской Федерации при предоставлении льготы по налогу на имущество организаций юридическим лицам, осуществляющим пожертвования социально ориентированным некоммерческим организациям |
|
|
Размер предоставляемой льготы по транспортному налогу социально ориентированным некоммерческим организациям (в процентных пунктах от максимальной ставки) |
|
|
Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, применяющих льготу по транспортному налогу |
|
|
Объем выпадающих доходов бюджета субъекта Российской Федерации при предоставлении льготы по транспортному налогу |
|
|
Размер предоставляемой льготы по налогу на имущество организаций юридическим лицам, осуществляющим пожертвования социально ориентированным некоммерческим организациям (в процентных пунктах от максимальной ставки) |
|
|
Количество юридических лиц, осуществляющих пожертвования социально ориентированным некоммерческим организациям, применяющих льготу по налогу на имущество организаций |
|
|
|
Количество заявок СОНКО на включение в реестр поставщиков социальных услуг [12] |
|
СОНКО-поставщики социальных услуг |
Количество СОНКО в реестре поставщиков социальных услуг |
|
Число СОНКО из реестра поставщиков социальных услуг, получивших государственный заказ в рамках закона № 442-ФЗ |
*Работа выполнена в рамках Гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям социально-экономического развития Белгородской области, поддержанных для финансирования из областного бюджета в 2016-2017 годах «Оценка участия некоммерческих организаций в эффективном управлении экономическим пространством региона» (проект № 16.6.9).
1. Roche J.C., Tirole J. Platform competition in two-sided markets // Journal of European Economic Association. 2003. № 1 (4). P. 990–1029.
2. Развитие финансово-экономической устойчивости российских НКО. Аналитическая записка. // Агентство социальной информации. Москва. 2013. С 51.
3. Трансформация социально-экономических подсистем гражданского общества как инструмент устойчивого регионального развития / Третьякова Л.А., Целютина Т.В., Астахов Ю.В., Гусева Т.С., Куликова О.В., Подвигайло А.А., Семченко И.В., Тюриков А.Г., Тюриков Р.А. // монография / под общей редакцией Л.А. Третьяковой и Т.В. Целютиной. Ульяновск, 2016. 242 с.
4. Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах. Практика межсекторного взаимодействия: практическое пособие / под ред. А.Е. Шадрина, заместителя директора Департамента стратегического управления и бюджетирования Министерства экономического развития РФ. М.: Агентство социальной информации, 2010. С. 508.
5. McGlenahen J.S. 15 survival strategies for new millenium // Industry Week, 2009, v. 241, № 17. Pp. 22–32.
6. Перспективы НКО в качестве поставщиков общественной пользы. Сводный аналитический отчет// Исследовательская группа ЦИРКОН. Москва, 2013. С.88.
7. Итоговый отчет о выполнении работ по мониторингу реализации мероприятий по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации // Центр гражданского анализа и независимых исследований (ГРАНИ). Пермь, 2015. С. 509.
8. Третьякова Л.А., Целютина Т.В. Зависимость устойчивости регионального развития от транспарентности функционального представительства институтов гражданского общества // Национальные интересы: приоритеты и без-опасность. 2015. № 48 (333). С. 2–16.
9. Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Негосударственные НКО: институциональная среда и эффективность деятельности. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. С. 200.
10. Дорошенко Ю.А. Теоретические и методические основы формирования системы регионального управления с использованием показателей оценки экономического потенциала // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2005. №2. С. 127–131.
11. Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А. Экономический анализ: теория и практика. 2006. №11. С. 16.
12. Авилова Ж.Н. Система кадрового обеспечения инновационного развития экономики региона. Всероссийский журнал научных публикаций. 2011. С. 49.
13. Третьякова Л.А., Целютина Т.В., Подвигайло А.А., Сапрыка В.А. Институты гражданского общества как инструмент устойчивого регионального развития // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 32 (407). С. 18–31.
14. Подвигайло А.А., Целютина Т.В. Проблема формирования гражданского общества в российской федерации в контексте мировых тенденций развития общественных институтов // Научный взгляд в будущее. 2016. Т. 5. № 1 (1). С. 4–11.
15. Гузаиров В.Ш. Социология и психология управления: учебное пособие для студентов всех специальностей / В. Ш. Гузаиров, И. В. Савенкова; Федеральное агентство по образованию, Белгородский гос. технологический ун-т им. В. Г. Шухова. Белгород, 2009.