Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена факторному анализу прибыли в сфере крупного бизнеса. Объектом исследования является среднестатистические предприятие крупного бизнеса.

Ключевые слова:
финансы, прибыль, фактор, продукция.
Текст

Основным инструментом косвенного воздействия на общественное производство являются финансы, которые влияют на все стороны общественной жизни населения – это через материальные блага, которые создаются непосредственно институциональными единицами. В свою очередь институциональными единицами являются хозяйствующие субъекты, которые имеют свои активы. Финансы для предпринимательства – это совокупность денежных отношений в процессе которых осуществляется формирование и эффективное использование денежных средств для осуществления своих экономических задач. Конечным результатом предпринимательства является получение прибыли, которая служит ему источником  для дальнейшего процветания [1].

В условиях рыночных отношений основой процветания предприятия служит его финансовая устойчивость вследствие получения прибыли, так как в этом случае на предприятии создается  такое состояние финансовых ресурсов, при котором оно может свободно маневрировать денежными средствами. При таком маневрировании можно  эффективно обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции и вследствие   этого можно вести расширенное воспроизводство [2].

Основным положительным финансовым результатом является – прибыль и в связи с этим деятельность коммерческих организаций являются финансовым отражением и индикатором этого прироста. В разных вариантах расчета прибыли от реализаций анализируемой коммерческой организации используются соответствующие им показатели, которые рассматриваются как факторы изменения этой прибыли. Алгоритмы расчета влияния факторов и их смысловая интерпретация предопределяются конкретикой управленческих задач по центрам ответственности повышения деловой активности [3, 4, 5].

Целью данной публикации является факторный анализ прибыли в сфере крупного бизнеса. Нами выбран факторный анализ прибыли вследствие того, что это позволяет выявить и сопоставить слабые и сильные стороны предприятии крупного капитала.

Объектом нашего исследования является среднестатистические предприятие крупного бизнеса. Целью любой деятельности всех коммерческих  предприятии является извлечение прибыли и занимается  разработкой, производством и реализацией товаров.

Прибыль как один из основных финансовых показателей является неотъемлимой частью деятельности любого коммерческого предприятия которая формирует основной финансовый документ любой страны через систему налогообложения. Чем выше прибыль и уровень рентабельности, тем больше пополняется основной финансовый документ страны и, следовательно, более устойчивое финансовое состояние предприятия [6].  В связи с выше изложенным немаловажное значение имеет анализ прибыли предприятия. На прибыль как малого  так и крупного предприятия большую роль оказывают внешние и внутренние факторы среды.

Основными внешними факторами, с которыми связаны предприятия, являются политические, социально-экономические, технологические и природные [7]. Данные факторы внешней среды предприятие не всегда может самостоятельно формировать и влиять на них, так как они находятся вне компетенции институциональной единицы. Данные факторы зависят от политической воли государства и общественно-политической обстановки, а также научно-технического прогресса.

Основные внутренние факторы среды можно регулировать на уровне институциональных единиц, так как они непосредственно связаны с умелым ведением финансового менеджмента. Данный методический подход к исследованию внутренних факторов, влияющих на воспроизводство основных средств, которые непосредственно связаны с получением прибыли, позволит при принятии управленческих решении учесть их роль и характер влияния для более эффективного осуществления данного процесса [8].

В современных условиях экономические субъекты сталкиваются с действием множества разнообразных факторов [9, 10]. При этом немаловажную роль при изучении прибыли занимает факторный анализ прибыли предприятия. Факторный анализ прибыли для предприятия заключается в выявлении различных факторов таких как объем реализации, структура продукции, отпускные цены на реализованную продукцию, цен на сырье, уровня материальных затрат и трудовых ресурсов и другие, оказывающие влияние на размер прибыли. В этом случае чем эффективнее работают предприятия, тем и устойчивее финансовое состояние институциональных единиц. Таким образом, в процессе производства продукции происходит движение ресурсов (активов)  из одной формы в результате их списания где они превращаются сначала в затраты (издержки) производства, а затем в готовую продукцию или происходит просто рекапитализация ресурсов [11].

Для выявления количественных влияний различных факторов внутренней среды предприятия на результативный показатель можно также использовать методы факторного анализа. Расчеты, производимые при помощи факторного анализа, помогут предприятию найти определенные пути, чтобы изменить ситуацию в пользу институциональной единицы.

Перейдем к конкретным действиям по расчету факторного анализа прибыли среднестатистического предприятия в сфере крупного бизнеса.

Во-первых, рассчитаем общее изменение прибыли институциональной единицы от реализации продукции, так как многие организации не имеют достаточных средств чтобы материализовать свои финансовые возможности [12, 13, 14]. В этом случае расчет производится путем разницы прибыли отчетного года и прибыли базисного года:

ΔП = 65434797 – 61043830 = 4390967 тыс. руб.

Во-вторых, определим изменение в объеме продукции, которая связана с собственно объемом продукции в оценке по базовой себестоимости. В этом случае базовая себестоимость учитывается как плановая себестоимость, так как предприятие всегда является своеобразным полигоном для институциональных и экономических преобразований [15].

Для этого определим коэффициент роста объема реализации продукции путем отношения фактической себестоимости реализованной продукции отчетного года в ценах и тарифах базисного периода к себестоимости базисного года:

К1   = 30382540 / 20193035 = 1,50,

а затем рассчитаем изменение в объеме продукции:

ΔП2     = 35973318 * (1,50 -1) = 17986659 тыс. руб.

В третьих, определим влияние на прибыль от снижения в зависимости от себестоимости продукции путем разницы фактической себестоимости реализованной продукции за отчетный год в ценах и тарифах базисного периода и фактической себестоимости реализованной продукции базисного года:

ΔП3   = 30382540 –  20193035 = 10189505 тыс. руб.

Немаловажную роль в факторном анализе имеет  изменение себестоимости – это  когда происходят структурные перестройки в составе и качестве продукции. В четвертых определим изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции:

Δ П4 = 20193035 х 1,50 – 30382540 = - 92987,5

Таким образом,  сумма факторных отклонений по методике расчета основных финансовых показателей институциональной единицы в сфере крупного бизнеса представляет собой общее изменение прибыли от реализации за отчетный год и выражается:

Δ П= 4390967 + 17986659 + 10189505 +

+ (- 92987,5) = 32474143,5 тыс. руб.

В связи с выше изложенными расчетами, приводим данные о влияние факторов на изменение прибыли от реализации  продукции  в отчетном году в крупной институциональной единице по сравнению с базисным годом в таблице 1.

Данные расчетов факторного анализа показателя прибыли институциональной единицы в сфере крупного бизнеса показывают, что прибыль от реализации продукции за отчетный год увеличивается на  32474143,5 тыс. руб.

Немаловажную роль в системе финансовых показателей имеют и коэффициенты, которые отражают реальную действительность изменения определенных видов деятельности, например в сфере обращения. Для производства и сферы обращения таким коэффициентом является показатель изменения валовых продаж (К2), который рассчитывается как изменения объема валовых продаж текущего года по отношению к объему валовых продаж базисного года, выраженная в процентах:


К2 = (65434797 – 61043830) / 61043830 * 100% = 4390967 / 61043830 * 100% = 7,2%


Таблица 1

Результаты факторного анализа прибыли в институциональной единице в сфере крупного бизнеса

Факторы, вызывающие изменение прибыли в текущем периоде

Сумма,

тыс. руб.

Изменение прибыли от реализации продукции

4390967

Изменение объема продукции

17986659

Изменение структуры продаж

10189505

Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции

- 92987,5

Итого

32474143,5

 


Данный коэффициент показывает, что объем валовых продаж в отчетном году увеличивается, по сравнению с базисным годом, на 7,2%. Это показывает, что  выручка от реализации продукции (работ, услуг) покрывает затраты на ее производство и таким образом улучшает финансовое состояние предприятия.

В непосредственной связи с выше указанным коэффициентом находится и коэффициент чистой прибыли (прибыльность продаж) (К3). В связи с этим рассчитаем данный коэффициент  за пятилетний период как отношение чистой прибыли к выручке от реализации, выраженный в процентах:


1 год: К3 = 22630427 / 61043830 *100% = 37,07 %

2 год: К3 = 40063605 / 85407856 * 100% = 46,90 %

3 год: К3 = 25567955 / 67731850  * 100% = 37,75 %

4 год: К3 = 19813266 / 68826706 * 100% = 28,79 %

5 год: К3 = 75085434 / 65434797 * 100% = 114,75 %


Данный показатель значительно увеличивается к пятому году и означает, что прибыльность продаж повышается на 77,68 %.

Таким образом, обобщив результаты факторного анализа прибыли в среднестатистическом крупном предприятии   стало видно, что фактический прирост прибыли по сравнению с базисным годом в размере 32474143,5 тыс.  руб. образовывается благодаря изменению прибыли от реализации продукции (4390967 тыс. руб.),  изменению объема продукции  (17986659 тыс. руб.) и изменению структуры продаж  (10189505 тыс. руб.).

Список литературы

1. Махмудов Н.М.,. Габибов М.А, Павлова К.М. Анализ финансовой эффективности предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса // Человеческий капитал. 2015. № 10. С. 93–96.

2. Рыбалкина З.М. Экономические аспекты повышения финансовой устойчивости строительного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 30. С. 10–19.

3. Фомин В.П., Фомин П.В. Аналитическая составляющая успешного управления финансовыми результатами (практический аспект) // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 36. С. 12–26.

4. Попова Г.Л. Финансово-экономический анализ факторов влияния на развитие регионального бизнеса // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 30. С. 20–30.

5. Никишина О.В. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность объектов незавершенного строительства // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. № 3. С. 220–223.

6. Парушина Н.В. Теория и практика оценки эффективности деятельности организации в системе комплексного экономического анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 19. С. 52–56.

7. ГабибовМ.А., Отто В.С., Габибова К.М. Анализ факторов, влияющих на развитие аграрного сектора // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета. 2014. № 2. С.60–62.

8. Абакумов Р.Г. Исследование факторов, влияющих на воспроизводство основных средств в условиях инновационного развития экономики // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. № 1. С. 154–158.

9. Слабинская И.А. Современная интерпретация финансовой устойчивости организации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 6. С. 253–256.

10. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник М.: ИНФРА-М, 2009. 240 с.

11. Габибов М.А., Габибова К.М. Учет затрат при агроэкономических способах возделывания озимой пшеницы Аграрная наука. 2013. № 9. С.3–5.

12. Тарасевич Е.И. Ставка дисконтирования в концепции оценки недвижимости // Вопросы оценки. 2000. № 2. С.18–33.

13. Савицкая Г.В. Показатели финансовой эффективности предпринимательской деятельности: обоснование и методика расчета // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 39. С.14-22.

14. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. М.: ИНФРА-М, 2003. 302 с.

15. Дорошенко Ю.А., Климашевская А.А. Технологическая модернизация предприятия как фактор повышения его конкурентноспособности // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. № 4. С.186–190.


Войти или Создать
* Забыли пароль?