Статья посвящена исследованию международно-правовых и внутригосударственных вопросов присоединения Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Анализируются модели возможного присоединения России к названной Конвенции, содержатся предложения и рекомендации по совершенствованию реализации рассматриваемой Конвенции в правовой системе России.
Международное право, коррупция, гражданско-правовая ответственность за коррупцию, имплементация, Совет Европы.
Актуальность исследования международного антикоррупционного взаимодействия государств обусловлена тем, что построение взаимовыгодного сотрудничества на этом направлении является одним из приоритетов внешней политики России. Помимо этого, требуется совершенствовать международно-правовые инструменты, действующие как на универсальном, так и на региональном уровне, а также практику их реализации.
Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (далее — Конвенция) разработана и принята в рамках Совета Европы. Участниками рассматриваемой Конвенции являются как государства — члены Совета Европы, так и государства, не являющиеся его членами (например, Республика Беларусь, в 2004 г. присоединилась, а в 2006 г. ратифицировала Конвенцию).
Под эгидой Совета Европы сформирована комплексная международно-правовая система противодействия коррупции, включающая как уголовно-правовые механизмы, закрепленные в Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., так и механизмы гражданско-правового характера, объективированные в Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию.
Ммеждународное право в борьбе с коррупцией следует рассматривать не только в качестве фундамента по отношению к национальному праву в тех шагах, которые предпринимает государство для выполнения своих международных обязательств, вытекающих из международных договоров в антикоррупционной сфере, но и в качестве специфического генератора постоянно обновляющихся, совершенствующихся инструментов и методов противодействия коррупции.
Как справедливо отмечает А. А. Каширкина, «международно-правовое регулирование борьбы с коррупцией осуществляется в настоящее время как на универсальном, так и на региональном уровне. Причем международно-правовая регламентация вопросов борьбы с коррупцией на региональном уровне позволяет более эффективно осуществлять универсальные международно-правовые антикоррупционные предписания». Согласно подходу, сформулированному в рамках Совета Европы, жертвам коррупционных преступлений легче и эффективней защищать свои интересы в рамках гражданского, нежели уголовного права.
1. Каширкина А. А., Тиунов О. И. Международное право в орбите противодействия коррупции // Коррупция: природа, проявления, противодействие / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2012.
2. Морозов А. Н. Реализация международных договоров в Российской Федерации: правовые основания // Журнал российского права. 2009. № 2.
3. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций / отв. ред. О. И. Тиунов. М., 2012.