АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ, ФОРМ И МЕТОДОВ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу основных психологических направлений, форм и методов профилактической работы с личным составом Госавтоинспекции. Направления психопрофилактической работы систематизированы в виде: 1) диагностики, 2) подготовки; 3) помощи, 4) коррекции. В качестве интегрирующего выделен такой компонент системы как психологическое противодействие. Все элементы раскрыты в соответствующих (конкретных) методах психологической работы. Предлагаемый подход формирует целостное представление о системе психопрофилактики. Его внедрение в практику деятельности психологов Госавтоинспекции позволит совершенствовать инструментарий доступных специалисту профилактических средств, в конечном итоге, снизить количество нарушений служебной дисциплины и законности среди личного состава.

Ключевые слова:
нарушение служебной дисциплины, нарушение законности, коррупция, девиация поведения, психологическая профилактика, психологическая работа, личный состав, Госавтоинспекция.
Текст

Реформирование правоохранительной системы сопряжено с совершенствованием психологической работы с личным составом. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», приказами МВД России от 02.09.2013 № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» и от 11.02.2010 № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», а также иными нормативными правовыми актами психологическое сопровождение укрепления законности и служебной дисциплины среди сотрудников следует рассматривать как основное направление работы кадрами. Однако, при всей его значимости, отмечается неопределённость в вопросах методической составляющей, обучения психологов (например, в ходе учебно-методических сборов) эффективным подходам, методам и методикам реализации психопрофилактической работы.

Психологическая работа по укреплению законности и служебной дисциплины (психопрофилактика) – это система методов, методик и приёмов психологического воздействия на личность, социальную группу или организационную структуру органа внутренних дел в целях снижения вероятности возникновения у сотрудников девиаций (в т.ч. делинквенций) поведения.

В современной практике отмечается достаточно широкий спектр инструментария, с помощь которого реализуется психологическая профилактика по той или иной проблеме. Меры психопрофилактического характера могут осуществляться в процессе индивидуального консультирования и коррекции, проведения психотренировок и социально-психологических тренингов, а также путём проведения лекций-бесед с личным составом о предпосылках, сущности и последствиях девиаций поведения; психологической поддержки семей сотрудников; стимулирования личностного роста сотрудников; обучения приёмам и методам психической саморегуляции. При этом реализация индивидуальных психопрофилактических мероприятий, в частности, должна основываться на методах психологической диагностики как информационной подсистеме, позволяющей получать достоверные сведения о степени профессиональной деформированности личности конкретного сотрудника [1].

Для уточнения системы психопрофилактической работы с сотрудниками Госавтоинспекции в 2016 году нами было проведено соответствующее научное исследование. Оно предусматривало: 1) анализ психологической практики работы с сотрудниками, нуждающимися в дополнительном психолого-педагогическом внимании; 2) системно-ситуативный анализ основных проблемных моментов работы ведомственных психологов с «проблемными сотрудниками» [2, 7]; 3) анализ дисциплинарной практики в строевых подразделениях; 4) сопоставление степени выраженности некоторых личностных особенностей сотрудников с их дисциплинарной практикой [3]; 5) анализ отзывов сотрудников об эффективности психологической работы с ними. Результаты комплексного многопараметрического анализа показали вариативность методических подходов к психопрофилактической работе.

В качестве частных выводов по результатам проведённого научного исследования отмечено разнообразие форм и методов профилактической работы, что обусловило необходимость их систематизации в следующих направлениях (рис. 1):

1. Психологическая диагностика. Охватывает широкий спектр исследовательского инструментария – анкетирование, диагностическое интервьюирование, наблюдение, тестирование, специальные психофизиологические исследования с использованием полиграфа, методики социально-психологической диагностики, анализ документов и продуктов деятельности. В зависимости от временной направленности изучаемых явлений методы и соответствующие методики могут быть представлены как:

  • методы исследования особенностей поведения (поступков) сотрудников в прошлом (применяются при проведении служебных проверок по фактам чрезвычайных происшествий с личным составом, а также в рамках профессионального психологического отбора кандидатов на службу). Наиболее ярким примером использования методик данного направления выступают специальные психофизиологические исследования с использованием полиграфа при расследовании причастности сотрудников Госавтоинспекции к преступлениям коррупционной направленности;
  • методы изучения актуальных особенностей личности и поведения, взаимоотношений в служебных коллективах (применяются для оценки степени выраженности различных индивидуально-психологических особенностей личности в текущий момент, оценки демонстрируемого поведения сотрудников, изучения социально-психологических процессов и явлений). Область применения варьируется от диагностики при допуске сотрудников к несению службы с оружием, при оценке текущего эмоционального состояния, при работе с сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, до диагностики при выполнении служебных обязанностей в экстремальных условиях. Методики внетестового исследования используются при участии психолога в проведении отдельных служебных расследований по фактам грубых дисциплинарных проступков и чрезвычайных происшествий с личным составом [6];
  • методы прогнозирования личностного развития и поведения (применяются для вероятностной оценки поведения сотрудника в будущем (в ближайшей перспективе), личностных и профессиональных деформаций). Результаты носят ориентирующий характер и учитываются в совокупности с иной психологически значимой информацией.

Отдельным аспектом в системе предупреждения девиаций поведения стоит проведение профессионального психологического отбора при приёме на службу. Качественно проводимые мероприятия по психологическому изучению личности будущих сотрудников, а также лиц при перемещении на различные должности позволяют прогнозировать вероятность возникновения девиаций поведения у сотрудников в конкретных условиях служебной деятельности, могут быть использованы при принятии кадровых решений. В этой связи психологам необходимо обращать внимание на наличие у сотрудника профессионально важных качеств личности, которые бы обуславливали успешность его служебной деятельности и оказывали предупреждающее воздействие на возникновение девиаций.

2. Психологическая подготовка. Формирует профессионально-психологическую подготовленность личного состава Госавтоинспекции, правосознание сотрудника, нравственно-ценностную сферу, в конечном счёте, его устойчивость по отношению к совершению противоправных деяний. Это одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы (например, психологизация социума, информирование сотрудников по вопросам дисциплинирования, психологического знания и его применения в жизнедеятельности, профилактика дидактогений как одного из проявлений синдрома эмоционального выгорания и отклоняющегося поведения). Формы подготовки могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Средства отличаются разнообразием: вербальные (беседа, лекция, семинары, просмотр и обсуждение художественных и документальных видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения героев), публицистика (печатные и электронные средства массовой информации), наглядные (плакат, буклет, памятка, выставки психологической литературы), интерактивные и т.п. Базовыми методами работы выступают:

  • просветительно-разъяснительные лекции и беседы о вероятности, сущности, видах и последствиях девиаций поведения;
  • практические занятия по овладению навыками саморегуляции общего психического состояния и поведения;
  • тренинговые технологии, направленные на обучение сотрудников навыкам и приёмам нормативного поведения в кризисных (сложных, проблемных, конфликтных, коррупционно опасных) ситуациях;
  • взаимообучение, коучинг, обучение в рамках наставничества;
  • латентное обучение (обучение в процессе служебной деятельности путём анализа и усвоения образцов успешных действий коллег);
  • обучение регулятивным технологиям в рамках программ первоначальной подготовки сотрудников Госавтоинспекции, также на специальных курсах повышения квалификации и стажировках.

 

 

Рис. 1. Направления и методы психологической профилактики

 

3. Психологическая помощь. Устраняет основные экстра- (внешние по отношению к сотруднику) и интра- (внутриличностные) причины возникновения девиаций поведения, а также противоречия, которые могут вызывать рост психического напряжение, развитие внутриличностного конфликта, как следствие, срыв служебной деятельности. Методы данного направления разнятся. В качестве основных можно выделить такие как:

  • методы совершенствования организации труда (соблюдение организационно-штатной дисциплины, планирование служебного времени и тайм-менеджмент, непротиворечивость должностных предписаний, учёт психологии принятия и исполнения управленческих решений, обеспечение равномерной рабочей нагрузки на сотрудников, методы психологического контроля за деятельностью подчинённых и т.п.);
  • методы разрешения индивидуальных проблем (например, в ходе индивидуального или семейного консультирования, психологической поддержки (в т.ч. с привлечением лиц внеслужебного окружения), изо-, библио-, арт-, поведенческой и иных видов психотерапевтического воздействия, психологического тренинга);
  • методы организационно-управленческого консультирования и ассистирования (например, при проведении психологической экспертизы нормативных правовых актов и документов, затрагивающих работу с личным составом, при предоставлении руководителю мнения специалиста-психолога по различным аспектам жизнедеятельности; при внесении психологически значимых предложений по укреплению служебной дисциплины и законности);
  • метод медиации (посредничества между руководителем и сотрудниками для устранения противоречий, конфликтов, для доведения мнения личного состава по актуальным проблемам жизнедеятельности, для независимого психологического арбитража и т.п.);
  • диалогические методы психологического стимулирования к личностному и профессиональному дисциплинированию, а также развитию с определением близкой, средней и отдаленной перспектив (беседы, диспуты).

Необходимо учитывать, что помощь сотрудникам, не затронутым девиацией поведения, не менее важна, чем воздействие на тех, кто начинает демонстрировать её первые проявления. Так, в индивидуальной работе с нормативными сотрудниками стратегическими задачами является убеждение в том, что есть реальная опасность девиаций поведения для их лично, раскрытие характеристики опасности и факторов, её вызывающих, обучение методам и приёмам распознавания появлений девиаций, психологической профилактики и преодоления, соответствующим особенностям их личности и профессиональной деятельности.

4. Психологическая коррекция. Оказывает существенное (мощное) психологическое воздействие на поведение сотрудника путём изменения его некоторых личностных особенностей [4]. Коррекции подлежат, в первую очередь, такие сферы личности как мотивационная и нравственно-ценностная, волевая (регулятивная) и интеллектуально-познавательная.

  • методы коррекции (преодоления, снятия, купирования) негативных психоэмоциональных состояний (например, в ходе сеансов релаксации, кризисного психологического консультирования или дебрифинга, ситуативного психотерапевтического воздействия, работы со специальным психологическим оборудованием);
  • методы коррекции деформаций личности и девиаций поведения (например, с привлечением элементов рациональной психотерапии, психологического тренинга и консультирования).

Психологическое противодействие как компонент системы психопрофилактической работы реализуется в различных методических направлениях. Например, для сбора и анализа информации об источниках отрицательного информационно-психологического воздействия на личный состав, коллективно-группового мнения применяются беседы, анкетирование, наблюдение и т.п. (т.е. методические средства диагностического направления). Готовность противостоять негативным традициям и конкретным нарушителям служебной дисциплины формируется в ходе занятий по морально-психологической подготовке личного состава (т.е. методическими средствами направления подготовки). Сплочение коллектива, предотвращение межличностных конфликтов, предупреждение распространения недостоверной информации, совершенствование управленческой деятельности ставятся во главу угла методических средств направления психологической помощи [5].

Несмотря на столь широкое разнообразие возможностей психопрофилактики девиаций поведения сотрудников Госавтоинспекции в настоящее время актуально совершенствование её методических основ, в целом, и методов решения отдельных дисциплинарных проблем, в частности.

Таким образом, привлечение современной науки для преодоления проблемы девиаций поведения – это перспективное направление совершенствования работы с личным составом, это своеобразный психологический протектор от нарушения законности и служебной дисциплины. Реализация комплекса профилактических мероприятий позволит воспитать высоконравственного сотрудника-профессионала, сформировать новой облик полиции, повысить доверие общества к полиции.

Список литературы

1. Караваев А.Ф., Марьин М.И., Петров В.Е. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие. Омск: Омская академия МВД России, 2007. 168 с.

2. Крук В.М., Караваев А.Ф., Виноградов М.В., Касперович Ю.Г. Актуальные проблемы психологической работы с сотрудниками ОВД и профессионального психологического отбора на службу (обзор материалов координационно-методического совета) // Психопедагогика в правоохранительных органах / Омская академия МВД России. Омск, 2016. № 3 (66). С. 80-82.

3. Мальцева Т.В. Психологический подход к коррупционному поведению \\ Актуальные проблемы противодействия коррупции в современных условиях. Материалы межведомственной научно-практической конференции 21 марта 2012, Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2012. С.101-105.

4. Петров В.Е., Сметанина Н.В. Основы организации психологического обеспечения профессиональной деятельности: монография. М.: Группа АБСОЛЮТ, 2010. 72 с.

5. Петров В.Е., Филиппенкова Н.Ю. Психотехнологии оказания помощи и самопомощи сотрудникам полиции в экстремальных условиях: учебно-методическое пособие. 2-е изд. перераб. и доп. Домодедово: ВИПК МВД России, 2011. 113 с.

6. Психологическое обеспечение профилактики преступлений коррупционной направленности у сотрудников органов внутренних дел: методические рекомендации / Марьин М.И., Бочкова А.А., Сафронов А.Д. и др. М.: Академия управления МВД России, 2014. 44 с.

7. Совершенствование психологической работы с личным составом в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности: актуальные вопросы и пути их решения: сборник научных статей научно-практической конференции МВД России. М.: ДГСК МВД России, 2014. 304 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?