Российская академия естествознания ( профессор)
с 01.01.2020 по настоящее время
Россия
Комитет по образованию Государственной Думы РФ ( Член экспертного совета по общему образованию)
Россия
В настоящее время успехи участников Всероссийской олимпиады школьников (BcOШ) по информатике являются важным критерием оценки работы учителя с талантливыми детьми. Если раньше только небольшая группа учителей в стране успешно занималась этой работой, то теперь, в связи с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта, развитием инфраструктуры Всероссийской олимпиады школьников, расширением доступности школьного этапа олимпиады для любого мотивированного пятиклассника, формированием новых моделей интеграции школ и университетов, появилась возможность каждому учителю организовать работу с талантливыми школьниками в любой школе. В данной статье показаны основные направления работы учителя информатики для выявления одаренных учащихся и их дальнейшего развития в системе Всероссийской олимпиады школьников.
одаренные школьники, интеллектуальные состязания школьников, Всероссийская олимпиада по информатике, предметные компетенции учащихся
В современных условиях существенно изменились место и роль учителя или наставника в работе с одаренными детьми по информатике в школе. Это вызвано следующими причинами:
- в учреждения образования начал постепенно вводиться новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования по ступеням обучения, который нормативно определил содержание и формы работы с одаренными детьми, начиная с начальной школы;
- в соответствии с новым ФГОС начального общего образования курс информатики в начальной школе теперь обязательно предусматривает компьютерную форму обучения и обеспечивает готовность вхождения школьников в олимпиаду на школьном этапе с 5-го класса;
- изменились технологии проведения олимпиад по информатике и существенно повысился уровень сложности олимпиадных задач;
- появилось достаточно много печатных и интернет-ресурсов по олимпиадной информатике;
- учителям и наставникам стали доступны новые информационные образовательные технологии, позволяющие работать с одаренными детьми независимо от учреждений образования, в которых они учатся, и места их проживания;
- в рамках федеральных целевых программ к работе с одаренными школьниками стали активно привлекаться ведущие федеральные и национальные исследовательские университеты страны.
1. Кирюхин В.М., Цветкова М.С. Система подготовки школьников к олимпиадам по информатике в среде развивающего обучения // Профильная школа. — 2011. — № 5. — С. 36–48.
2. Кирюхин В.М. Развитие форм самостоятельной подготовки школьников к участию в олимпиадах по информатике в условиях информатизации российского образования // Информатика и образование. — 2010. — № 11. — С. 49–56.
3. Кирюхин В.М. Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике. Всероссийская олимпиада школьников. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 271 с.
4. Кирюхин В.М., Цветкова М.С. Информатика. Программы внеурочной деятельности учащихся по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников : 5–11 классы. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 224 с. (http://lbz.ru/books/226/8747/ )