В данной статье проводится анализ основных положений учения Аристотеля о добродетелях в контексте воспитания и образования. Автор рассматривает предложенную Аристотелем типологизацию добродетелей и условия их формирования, а также возрастную периодизацию воспитания в соответствии с задачами, которые решаются в течение каждого возрастного периода. Особое внимание уделяется анализу организации Аристотелем образовательной деятельности и научных исследований.
добродетели, этика, нравственность, воспитание, образование, государственный контроль
О смысле жизни, отношении человека к человеку, добре и зле и других категориях говорится в исторических и философских трактатах многих исследователей и философов. Но Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, которая охватила все сферы человеческого развития: философию, логику, политику, педагогику. Его трактаты существенно повлияли на дальнейшее развитие теории и практики образования [3; 4].
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью осмысления идей о вкладе Аристотеля в систему развития образования и воспитания человека на современном этапе развития общества. Несомненно, современное общество нуждается в новом источнике нравственных ориентиров. Любое государство, будь оно самое гуманное, обязано обеспечить порядок, соблюдение установленных законов, что может решаться различными способами и при помощи различных средств, иногда противоречащих гуманности. Да и само понятие добродетели претерпевало исторические изменения. Несомненно, идеи Аристотеля о систематизации образования, реализации вопросов отношений, поступков, восприятий в обществе не утратили своей важности и являются актуальными и поныне.
Цель данного исследования — анализ основных положений учения Аристотеля о добродетелях в контексте образовательной деятельности. Задача, которую надо решить для достижения этой цели — сделать краткий обзор организации научной деятельности Аристотеля и его вклада в образование и воспитание человека.
1. Аристотель. Политика [Текст]: пер. с древнегреч. С.А. Жебелева, М.Л. Гаспарова / Аристотель. — М.: Норма, 2012.
2. Аристотель. Этика [Текст]: пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер / Аристотель. — М.: АСТ, 2004. — С. 492.
3. Артемова А.А. Аристотель о нравственных добродетелях как основе гармоничных отношений личности [Текст] / А.А. Артемова // Воспитание школьников. — 2012. — № 1. — С. 65–67.
4. Артемьева С.И. Обращение к истокам: гуманистические идеи античности [Текст] / С.И. Артемьева // Мир Евразии. 2015. — № 2. — С. 6–12.
5. Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали [Текст]: пер. с англ. В.В. Целищева / А. Макинтайр. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — С. 384.
6. Наумова Л.В. Формирование личности младшего школьника в Республике Крым на основе культурно-православных ценностей и культурно-исторических традиций [Текст] / Л.В. Наумова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2016. — Т. 5. — № 1. — С. 74–77.
7. Орлов Е.В. Аристотель об основаниях классификации [Текст] / Е.В. Орлов // Философия науки. — 2006. — № 2. — С. 3–31.
8. Шишов С.Е. Информационно-аналитические материалы по механизмам синхронизации и внедрения стандартов и стратегий развития дошкольного и общего образования, а также модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников [Текст]: Утверждено на заседании Ученого совета ИСГТ МГУТУ им. К.Г. Разумовского / С.Е. Шишов [и др.]. — М., 2015.