Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье показано, что категория менталитета, или ментальности, обладает дополнительными эвристическими возможностями по сравнению с традиционными категориями о духовной жизни. Во-первых, она служит интегральной характеристикой уникальности духовного мира человека, во-вторых, обеспечивает понимание особого способа восприятия субъектом мира и, в-третьих, дает объяснение специфического типа его активности — поведения, общения, деятельности. Поскольку менталитет определяет характер активности социальной группы или индивида, направленность, специфику человеческой активности, то его, менталитет, можно трактовать в качестве ядра групповой и личностной культуры как стратегическую культурную программу субъекта. Одним из основных противоречий общества является противоречие между менталитетом, содержащим в себе новые культурные формы, и социальными отношениями. В ходе индивидуального культурного творчества в виде ответа на многообразные вызовы истории в менталитете представителей интеллектуальных элит зарождаются новые ментальные особенности. Они представляют собой инновационные программы человеческой активности — деятельности, поведения. общения. Возникшие ментальные особенности распространяются в обществе и входят как элементы в групповые менталитеты. Появившееся противоречие между массовым менталитетом и существующими социальными отношениями создает конструктивную напряженность. Ее преодоление посредством воспроизводственной деятельности субъектов может вызывать становление более прогрессивных социальных отношений. Старым элементам менталитета, в свою очередь, присущи социальная инерция и консервативность. Они могут препятствовать становлению новых общественных отношений. Поэтому менталитету присуща противоречивая природа, воплощающая в себе дуальную оппозицию традиции и новации. Менталитет является одновременно и стимулирующим общественный прогресс фактором, и фактором, который сдерживает чрезмерно крупные и чрезмерно быстрые общественные преобразования. Существует различие между ментальностью создателей инновационных культурных смыслов и ментальностью масс. В ментальности творцов, представляющих интеллектуальную элиту общества, более выраженным является креационный компонент в сравнении с традиционным, в ментальности масс, наоборот, традиция превалирует над новацией. Имеется множество движущих сил развития общества: преобразования в способе производства материальных благ, в культуре вообще и в системе образования в частности, в производстве научных знаний, технике и технологиях. Однако наиболее существенный из этих факторов, лежащий в основе иных социальных детерминант, по всей видимости, представлен изменениями в менталитете, которые порождают новые способы воспроизводственной деятельности людей в экономической, политической, социальной и духовной сферах общества.

Ключевые слова:
менталитет, культура, вызовы истории, социокультурное противоречие, конструктивная напряженность, функции менталитета, новация и традиция
Текст

Категория менталитета, или ментальности, в советском обществознании не фигурировала. Познавательные и регулирующие функции духовного мира коллективного и индивидуального субъекта описывались и объяснялись посредством категорий общественного, группового, индивидуального, массового сознания, субъективной реальности, идеального, общественного настроения, общественной психологии, мировоззрения, идеологии. В сравнении с ними понятие менталитета обладает дополнительными эвристическими потенциями. Во-первых, оно служит интегральной характеристикой уникальности духовного мира человека, во-вторых, обеспечивает понимание особого способа восприятия субъектом мира и, в-третьих, дает объяснение специфического типа его активности — поведения, общения, деятельности.

Менталитет мы определяем как «возникшую на основе генотипа под влиянием природной и социальной среды и в результате собственного духовного творчества субъекта систему качественных и количественных социально-психологических особенностей человека или социальной общности; эта система детерминирует специфический характер восприятия мира, эмоционального реагирования, речи, поведения, деятельности, самоидентификации субъекта, обеспечивает единство и преемственность существования социальной общности, а также стимулирует социальный прогресс посредством продуцирования культурных новаций» [9, с. 24]. Учитывая эвристические возможности категории менталитета, некоторыми авторами менталистика справедливо рассматривается в качестве самостоятельного направления социальной науки [2]. Наиболее важным, но вместе с тем и наименее разработанным вопросом в менталистике и теории социокультурной динамики является вопрос о способах функционирования менталитета и его роли в социально-исторических процессах. Предложенный в статье вариант представляет собой социокультурную гипотезу функционирования менталитета. И как любая гипотеза она должна служить объектом критического рассмотрения.

Список литературы

1. Агацци Э. Идея общества, основанного на знаниях [Текст] / Э. Агацци // Вопросы философии. — 2012. — № 10. — С. 3–19.

2. Акопов Г.В. Менталистика как историко-психологическое направление науки [Текст] / Г.В. Акопов, Т.К. Рулина, В.М. Привалова // История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее и предвидеть будущее. М.: Институт психологии РАН, 2006. — С. 453–455.

3. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). От прошлого к будущему [Текст]. Т. 1 / А.С. Ахиезер. — 2-е изд. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997.– 804 с.

4. Ахиезер А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии [Текст] / А.С. Ахиезер // Вопросы философии. — 2000. — № 9. — С. 29–45.

5. Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии [Текст] / В.С. Барулин. — М.: Онега, 1994. — 256 с.

6. Визгин В.П. Ментальность [Текст]. Т. 2. / В.П. Визгин // Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2001. — С. 525.

7. Гершунский Б.С. Менталитет и образование [Текст] / Б.С. Гершунский. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 144 с.

8. Гёрдер И.Г. Идеи к философии истории человечества [Текст] / И.Г. Гёрдер. — М.: Наука, 1977. — 705 с.

9. Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Менталитет: сущность и функционирование в обществе [Текст] / Н.И. Губанов, Н.Н. Губанов // Вопросы философии. — 2013. — № 2. — С. 22–32.

10. Денисов В.В. Политическая культура. Теория и практика [Текст] / В.В. Денисов // Философия и общество. — 2006. — № 1. — С. 19–30.

11. Дюби Ж. История ментальностей [Текст] / Ж. Дюби // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. — М.: Институт всеобщей истории РАН, Российский гос. гуман. ун-т, 1996. — С. 18–21.

12. Емелькина И.В. Российский менталитет: сущность, объём понятия и социальная роль [Текст]: автореф. дис. … д-ра филос. наук: 09.00.11 / И.В. Емелькина. — М., 2011. — 52 c.

13. Кармин А.С. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы [Текст] / А.С. Кармин // Вестник РФО. — 2005.– № 2. — С. 49–62.

14. Киященко Н.И. Культура гражданского общества [Текст] / Н.И. Киященко // Вопросы философии. — 2010. — № 10. — С. 62–66.

15. Наумова Т.В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодёжи [Текст] / Т.В. Наумова // Вестник МГУ. — 2001. — № 1. — С. 65–75.

16. Немировский В.Г. Массовое сознание и бессознательное как объект постне-классической социологии [Текст] / В.Г. Немировский // Социологические исследования. — 2006. — № 2. — С. 13–19.

17. Орлов О.А. Этнопедагогика и этнопсихология [Электронный ресурс]. — URL: http://1987.ucoz.org/index/lekcija_5/0-28 (дата обращения: 04.09.2012).

18. Оруджев З.М. Способ мышления эпохи и принцип априоризма [Текст] / З.М. Оруджев // Вопросы философии. — 2006. — № 5. — С. 18–33.

19. Пелипенко А.А. Теоретическая культурология в эпоху кризиса культуры [Текст] / А.А. Пелипенко // Человек. — 2010. — № 4.– С. 12–27.

20. Симонян Р.Х. Фактор объективных условий в переходе от социализма к капитализму [Текст] / Р.Х. Симонян // Вопросы философии. –2012. — № 11. — С. 163–172.

21. Стёпин В.С. Культура [Текст] / В.С. Стёпин // Вопросы философии. — 1999. — № 8. — С. 61–71.

22. Стёпин В.С. Философия и поиск новых ценностей цивилизации [Текст] / В.С. Стёпин // Вестник РФО. — 2005. — № 4. — С. 10–24.

23. Стёпин В.С. Культурология как наука: за и против [Текст] / В.С. Стёпин // Вопросы философии. — 2008. — № 11. — С. 27–31.

24. Фромм Э. Бегство от свободы: Человек для себя [Текст] / Э. Фромм. — М.: АСТ, 2004. — 571 с.

25. Шеваков М.Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования [Текст]: автореф. дис. … канд. филос. наук / М.Ю. Шеваков. — Волгоград, 1994. — 21 с.

26. Яковенко И.Г. Диалог через противостояние — фактор российской истории [Текст] / И.Г. Яковенко // Философские науки. — 2010. — № 2. — С. 15–20.

Войти или Создать
* Забыли пароль?