Рассматриваются категории добра и зла через призму развития общественных отношений как проявления социальной солидарности и конкуренции в обеспечении самоактуализации и продуктивности личности. Отмечается, что высшее добро есть единение людей, создание универсальной этики, способствующей максимальной реализации способностей каждого человека во имя общей цели – сохранения и всемерного развития человечества. В противовес добру, зло есть проявление эгоистических интересов людей в процессе несправедливой, несовершенной конкуренции за социальный статус, дающий человеку материальные и духовные возможности реализации своего созидательного потенциала, достижения плодотворности.
добро, зло, социальная солидарность, конкуренция, социальный статус, самоактуализация, плодотворность личности
Понятия добра и зла являются одними из самых древних. Они сопровождали людей в их тяжелой и опасной жизни с самого начала существования человечества. Первоначально добро и зло рассматривались как природные, так и социальные явления. Добром воспринималось все, что помогало выживать, преодолеть трудности, злом — все, что создавало опасность, приносило боль и страдания.
В современном понимании добро и зло рассматриваются как категории духовного мира человека, связанные с этическими принципами и нормами. Академик А.А. Гусейнов определяет добро как «наиболее общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности; является противоположностью зла. Идея добра фиксирует содержательную определенность свободной воли человека. Это то, что сделал бы человек, если бы все зависело от его воли. Наряду с понятиями свободы и Бога, добро является важнейшим смысложизненным понятием... Диалектический материализм подчеркивает социальную обусловленность и историческую изменчивость представлений о добре, рассматривает его в соотнесенности со злом, включая их взаимопереходы друг в друга… Социально обусловленная, ситуационно детерминированная относительность представлений о добре не исключает абсолютность его содержания как нравственного императива…» [11, с. 163–164].
1. Апресян Р.Г. Добро // Этика: Энциклопедический словарь [Текст] / Р.Г. Апресян; под ред. Р.Г Апресяна, А.А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2001. — 671 с.
2. Гоббс Т. Левиафан [Текст] / Т. Гоббс. — М.: Мысль, 2001. — 478 с.
3. Гусейнов А.А. Этика [Текст]: Учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. — М.: Гардарики, 2003. — 472 с.
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда [Текст] / Э. Дюркгейм. — М.: Канон, 1996. — 430 с.
5. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике [Текст] / Е.В. Золотухина-Аболина. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 384 с.
6. Кант И. Сочинения в восьми томах [Текст]. Т. 6 / И. Кант. — М.: ЧОРО, 1994a. — 613 с.
7. Кант И. Сочинения в восьми томах [Текст]. Т. 8 / И. Кант. — М.: ЧОРО, 1994b. — 718 с.
8. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С. 150–158.
9. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
10. Соловьев В.С. Оправдание добра [Текст] / В.С. Соловьев. — М.: Институт русской цивилизации: Алгоритм, 2012. — 656 с.
11. Философский словарь [Текст]: под ред. И.Т. Фролова. — М.: Республика, 2001. — 720 с.
12. Фромм Э. Человек для себя [Текст] / Э. Фромм. — М.: Астрель, 2012. — 314 с.
13. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен [Текст] // Современная зарубежная социальная психология / Дж. Хоманс. — М.: Изд-во Московского университета, 1984. — С. 82–91.
14. Хьелл Л. Теория личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 2003. — 607 с.