В статье рассматриваются особенности организации дистанционного образования в высшей школе России. Подчеркивается, что высокотехнологичный, инновационный характер развития системы образования предусматривает расширение спектра фундаментальных и прикладных научных исследований, углубление интеграции науки, образования и производства, модернизацию содержания образования, педагогических технологий и образовательной среды, подготовку и повышение квалификации кадров, вызывает определенные изменения организационной структуры системы образования и управления образовательной деятельностью, а также требует ее целенаправленного, достаточного и своевременного финансирования. Автор указывает, что с технологической точки зрения этот характер обусловливают: информатизация образования, появление новых ИКТ ориентированных педагогических и образовательных технологий и новейших средств обучения, создание и использование в педагогических системах современной компьютерно ориентированной учебной среды, постепенное формирование и развитие компьютерно-технологической платформы информационного образовательного пространства.
дистанционное образование, высшая школа, телекоммуникационные средства, компьютерная техника, образовательные информационные ресурсы, образовательная среда, информационные технологии, виртуальная образовательная среда
В условиях динамично меняющегося социума ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что система дистанционного образования (ДО) способствует созданию динамичной образовательной среды и является перспективной и привлекательной формой организации образовательной деятельности как для самых широких слоев населения России, так и для россиян, проживающих в разных странах мира. Немаловажно, что система дистанционного образования служит также моделью экспорта российского образования, что ведет к укреплению конкурентоспособности и национальной безопасности Российской Федерации.
Дистанционное образование, подчеркивает российский ученый С. Широкобоков, «позволяет наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества, реализовать конституционную норму доступности образования, обеспечить широкий доступ к получению образования, в том числе для тех, кому по каким-то причинам неприемлемы традиционные формы обучения, а также решить проблему значительного расширения контингента населения с высшим и дополнительным профессиональным образованием» [10, с. 26].
1. Инструктивное письмо «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании» от 03.07.98 № 41 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_98/ip41.html
2. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций / Е. Полат, А. Петрова, Ю. Аксенова [Электронный ресурс]. – URL: http://distant.ioso.ru/library/publication/concepte.htm
3. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России от 31.05.1995 № 6 [Электронный ресурс]. – URL: http://de.unicor.ru/science/groundwork/concept.html
4. Костючков С.К. Философская интерпретация социокультурного содержания человеческой природы [Текст] / С.К. Костючков // Парадигма пізнання: гуманітарні питання. – 2014. – № 3. – С. 30–41.
5. Марчук Г.И. Гуманизация образовательного процесса как основа профессиональной подготовки студентов [Текст] / Г.И. Марчук, Э.А. Пронин, Е.А. Данилова // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. — 2010. – № 26. – С. 176–182.
6. Положенцева И.В. Педагогические аспекты реализации дистанционного образования в условиях высшей школы современной России [Текст] / И.В. Положенцева // Интернет-журнал «Науковедение». — 2015. — Т. 7. — № 5. — URL: http://naukovedenie.ru/PDF/165PVN515.pdf
7. Положенцева И.В. Педагогическая среда дистанционного образования в высшей школе России [Текст] / И.В. Положенцева. – М.: Университетская книга, 2016. – 199 с.
8. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об эксперименте по использованию телевизионных технологий в системе общего образования» от 16.05.2000 № 1434 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_00/1434.html
9. Пронин Э.А. Современное онлайн-образование в России: проблемы и перспективы [Текст] / Э.А. Пронин, И.В. Положенцева // Социально-гуманитарные исследования и технологии. – 2015. – Т. 4. – № 2. – С. 18–20.
10. Широбоков С.М. Нормативное и правовое обеспечение системы дистанционного образования – актуальная задача развития системы образования в России [Текст] / С.М. Широбоков // Альма Матер. – 2008. – № 4. – С. 26–35.