В работе рассматриваются факторы, влияющие на качество образования по предметам естественного цикла в Дагестане. По результатам ЕГЭ, проведенного среди учителей, определен недостаточный предметный уровень подготовки в ряде районов. Приведены данные по успеваемости учащихся по биологии и химии на ЕГЭ в 2015 г. и результаты мониторинга республиканского Центра оценки качества образования по этим предметам. Рассмотрено обеспечение учебниками и необходимым оборудованием для проведения лабораторных и практических работ по биологии и химии. Даны рекомендации для минимизации проблем, связанных с недостаточным уровнем преподавания предметов естественного цикла.
образование, качество, предметы естественного цикла
Результаты ЕГЭ последних двух лет по предметам естественного цикла наводят на грустные размышления о будущем детей.
30 и 50% неудовлетворительных оценок по химии и биологии говорят, прежде всего, о том, что в школах отсутствует профильное обучение, и подготовка к экзамену отдана на откуп самим учащимся и их родителям. А если все-таки будет профильное обучение, будут ли результаты?
Качество образования зависит от ряда факторов [3; 9]. Это качество:
- преподавательского состава, их мотивация к работе;
- обучающихся, их мотивация к обучению;
- образовательных программ и учебников;
- технологий обучения;
- технологий тестирования и проверки знаний;
- управления ОУ.
Рассмотрим состояние каждого показателя по предметам естественного цикла у нас в республике.
Первый фактор — уровень подготовки учителей и способность реализовать обучение на высоком уровне сложности.
Проведенный ЕГЭ по биологии среди учителей показал разброс средних баллов по районам: от 86–87 баллов в Кизилюрте и Дагестанских Огнях до 55–58 в Цумадинском, Агульском, Рутульском, Тляратинском, Гумбетовском, Ахтынском районах.
В пределах 60–65 баллов — г. Южно-Сухокумск, Цунтинский, Докузпаринский, ТУО, Левашинский, Казбековский р-ны.
1. Аллахвердиева Д.Т. Опыт применения тестов для дидактической экспертизы обучения [Текст] / Д.Т. Аллахвердиева // Высшее образование в России. — 1999. — № 2. — С. 102–104.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. — СПб., 2001. — 473 с.
3. Гуськова М.В. Эвалюация в управлении качеством образования в условиях его модернизации [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / М.В. Гуськова. — М., 2015.
4. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития [Текст] / А.Я. Иванова; предисл. Б.В. Зейгарник. — М., 2000. — 382 с.
5. Иванов А.И. Соотношение понятий «развитие» и «саморазвитие» с учетом подросткового возраста воспитанников [Текст] / А.И. Иванов, Ю.Г. Киселёва, С.А. Куликова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2015. — № 1. — С. 48–52.
6. Коновалов П.Д. Тестирование в психолого-педагогическом исследовании [Текст] / П.Д. Коновалов. — М., 2000 — 573 с.
7. Кощеева И.К. Качество образования как социологическая проблема [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / И.К. Кощеева. — Екатеринбург, 2006.
8. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника [Текст] / Н.А. Менчинская. — М., 2002 — 423 с.
9. Павленко К.В. Оценка качества образования в управлении вузом [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / К.В. Павленко. — Саратов, 2007.
10. Полянская Г.М. Управление качеством образования учащихся в современной школе [Текст]: автореф. дис. … канд. социол. наук / Г.М. Полянская. — СПб., 2008.
11. Проблемы диагностики умственного развития учащихся [Текст]; под ред. З.И. Калмыковой. — М., 2004 — 479 с.
12. Рабаданова Р.С. Функции опережающего образования [Текст] / Р.С. Рабаданова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2012. — № 1. — С. 4–6.
13. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст] / Н.Ф. Талызина. — М., 2000 — 621 с.
14. ФГОС. Примерная программа ООО [Текст]. — М.: Просвещение, 2011.
15. Шишов С.Е. Межкультурный диалог как основа успешного развития современного образования и науки [Текст] / С.Е. Шишов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2015. — № 2. — С. 3–7.
16. Шишов С.Е. Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей российской промышленности в условиях развития инновационных процессов в обществе [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2013. — № 1. — С. 4–8.