Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена проблеме школьного насилия и организации безопасности в образовательной среде. Автором приводятся некоторые формы насилия, дается их анализ в нашей стране и за рубежом в историческом контексте и в современной ситуации развития. Определяются понятия виктимности, буллинга и кибербуллинга и их соотнесенности с индивидуальными характеристиками детей, а также даются способы профилактики и организации безопасного развития детей в образовательном пространстве школы.
школьное насилие, виктимизация сознания, буллинг, кибербуллинг, гуманизация отношений в школьном сообществе
В современных условиях в образовательных учреждениях многих стран мира существует угроза безопасности детей, требующая необходимых действий не только со стороны администрации, педагогического коллектива, но и адекватных мер со стороны государственной системы образования [8; 11].
В зарубежной школе особенно остро стоит вопрос о насилии и агрессивном поведении детей. Когда насилие оказывается обычным явлением в образовательной среде, все учащиеся страдают от него в той или иной степени. Даже если ребенок не может быть фактической жертвой насилия в школе, он часто становится его свидетелем. Вопрос о безопасности школ за рубежом является серьезной проблемой для всех уровней власти — от местного до федерального. Школьные советы встречаются с учителями и родителями, чтобы выслушать их вопросы и предложения. Муниципалитеты и федеральные правительства принимают меры по повышению безопасности школ и сотрудничают с правоохранительными органами, горожане и родители информируются об особой опасности детской агрессивности на улицах и во дворах. Взрослое сообщество предельно серьезно осознает важность психологической безопасности в школах [3; 4; 7].
Некоторые эксперты утверждают, что насилие всегда существовало в школах, но многие прямо высказывают опасения в связи с ростом числа актов насилия в некоторых городских районах, показывая, что эти случаи достигли масштабов эпидемии. Это дестабилизирует нормальный образовательный процесс и негативно влияет на сознание многих школьников, укрепляя их в ощущении, что насилие является обычной частью школьной жизни. К сожалению, акты насилия в школах Запада происходятна всех возрастных уровнях.
Газеты пестрят сообщениями о драках в школьных дворах, имеются примеры яростных нападений не только на сверстников, но и на учителей, охранников и персонал школы, этим демонстрируется полное отсутствие уважения к власти, такие нападения часто приводят к травмам, а иногда и к смертельным исходам [6; 15].
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства [Текст]: учеб. пособие / В.В. Абраменкова. — М.: ПЕР СЭ, 2008.
2. Абраменкова В.В. Теоретические основы стратегии безопасного развития детства в России [Текст] / В.В. Абраменкова // Проблемы национальной стратегии. — 2015. — № 2. — С. 119–136.
3. Абраменкова В.В. Обеспечение безопасности детства в образовательных учреждениях в России и за рубежом [Текст] / В.В. Абраменкова, В.В. Шаталина // Europe and contemporary Russia. Pedagogical theory integrative function in world educational domain. Proceedings of the X International Conference November 10–24, 2013. Paris – London, p. 354–363.
4. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании [Текст]: монография / И.А. Баева. — СПб., 2002. — 271 с.
5. Бердышев И.С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики [Текст]: Практическое пособие для врачей и социальных работников / И.С. Бердышев, М.Г. Нечаева. — СПб.: Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный центр “Семья”», 2005.
6. Зиновьева Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации [Текст] / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. — СПб.: Речь, 2005. — 248 с.
7. Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.supporter.ru/docs/1056635892/bulling.doc (дата обращения: 09.10.2010).
8. Ольшанский Д.В. Психология терроризма [Текст] / Д.В. Ольшанский. — СПб.: Питер, 2002.
9. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления [Текст]; под ред. Е.Н. Волковой. — СПб.: Питер, 2008. — 240 с.
10. Тротт Г.Э. Дети России: насилие и защита [Текст]: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. / Г.Э. Тротт, Ф.Й. Фрайследер. – М., 1997. — С. 127–130.
11. Abramenkova V.V., Minyaev A.S. Child Safety In School Emergencies // Psychology in Russia: State of the Art, Vol. 5, 2012.
12. Arora C.M.J. Measuring bullying with the life in School checklist // Patoral Care in Education. 1994. № 12, pp. 11–15.
13. Besag V.E. Bullies and Victims in Schools, Milton Keynes: Open University Press. 1989.
14. Olweus D. Bullying at school: What we know and what we can do. Cambridge, MA: Blackwell. 1993.
15. Rigby K. What children tell us about bullying in schools // Child Aust. 1997. № 22, pp. 28–34. 16. URL: http://www.radiovesti.ru/articles/2011-09-22/fm/11930/