В основе статьи лежит анализ психолого-педагогической литературы на предмет определения раннего юношеского возраста как сенситивного периода для развития основных социогенных потенций человека. Приведены результаты констатирующего этапа эксперимента на предмет определения уровня рефлексивности студентов-первокурсников. На основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирического материала доказывается необходимость педагогического сопровождения студентов-первокурсников. Автором предлагаются конструктивные принципы эффективного педагогического сопровождения формирования рефлексивной позиции студентов-первокурсников.
педагогическое сопровождение, студенты-первокурсники, психолого-педагогические особенности, рефлексивность, уровень рефлексивности, рефлексивная позиция, интеграция, интерактивные методы
Студент вуза сегодня — это, в первую очередь, молодой человек, который имеет достаточный потенциал к последующему развитию, определению своего будущего. Будучи важным интеллектуальным ресурсом социума, студент-первокурсник является вчерашним школьником, не имеющим необходимого опыта и ощущающим существенную потребность в его получении. Период между окончанием школы и началом обучения в высшем учебном заведении достаточно короткий. Именно в этот период важно внести серьезные коррективы в ранее поставленные цели, пересмотреть свои прежние привычки и манеру поведения, что в результате будет способствовать появлению новых качеств, способствующих выполнению возникших новых социальных ролей, проявлению необходимых индивидуальных качеств, таких как самостоятельность, любознательность, инициативность.
В этот активный период происходит интенсивная работа над собой, в связи с чем К.Д. Ушинский назвал этот возраст «самым решительным» [6]. Л.Д. Столяренко дает характеристику студенчеству как особой социальной категории, которая организационно объединена высшим образованием [5]. По определению И.А. Зимней, студенчество состоит из людей, целенаправленно, планомерно овладевающих профессиональными знаниями и умениями, отличающихся достаточно высоким образовательным уровнем, более активным использованием культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [4].
1. Александрова А.А. Формирование рефлексивной позиции студентов-первокурсников посредством интерактивных методов обучения [Текст] / А.А. Александрова // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — № 2. — Челябинск, 2015. — С. 14–17.
2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы [Текст] / Б.Г. Ананьев; под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. — Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1974. — С. 3–15.
3. Выготский Л.С. Собр. соч. [Текст]. В 6 т. / Л.С. Выготский; под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1982–1984. — Т. 3. — С. 673.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст]: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. / И.А. Зимняя. — М.: Логос, 2000. — С. 384.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — С. 736.
6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения [Текст]. В 6 т. Т. 5 / К.Д. Ушинский; сост. С.Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1990. — 528 с. — С. 300.