В статье рассматриваются вопросы типологизации обучающихся в системе казачьего образования. В этой связи дается характеристика ценностно-ориентационной сферы личности, представлены психологические типы учащихся в контексте ценностно-ориентационной сферы, определены психолого-педагогические аспекты развития личности обучающихся в казачьих общеобразовательных организациях в соответствии с гуманитарной христианской парадигмой.
казачество, система образования, нравственно-смысловые конструкты, типы учащихся
В различных словарях понятие «казачество» определяется как военное сословие в России в XVIII — начале XX в. В XIV–XVII вв. — вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие военную службу в пограничных районах. Под казаками понимаются этносоциальные группы, в различные времена обладавшие самостоятельными военными, политическими и сословными привилегиями и выделяемые в силу культурной специфики. Основываясь на приведенных определениях, можно сказать, что казачество — это издавна сложившаяся общность, которая в разные исторические периоды, являясь особой общественной силой со своими традициями, укладом жизни и системой управления, играла немаловажную роль в жизни нашего государства. В настоящее время активно идет процесс возрождения казачества, обычаев и традиций казаков.
Необходимо отметить, что процесс такого возрождения не может осуществляться без процесса возрождения личности казака, когда, в том числе, формируются определенные, характерные для ка зачества моральные и нравственные качества. В настоящее время, когда на первый план выходят вопросы материального характера, материальные блага играют ведущую роль в общественно-политической жизни, вопрос развития высоких моральных и нравственных качеств, безусловно, является одним из актуальнейших. В связи с вышеизложенным можно отметить, что данный вопрос занимает одно из центральных мест в процессе воспитания казачьей молодежи.
1. Кондратьев С.В. Интегративная субъектность человека и обучение [Текст]: монография / С.В. Кондратьев. — Руза: Восхождение, 2010. — 190 с.
2. Кондратьев С.В. Психологические закономерности и механизмы становления социальной сущности человека в персонифицированном обучении [Текст]: автореф. дис.... д-ра психол. наук / С.В. Кондратьев. — Калуга, 2004.
3. Правительство Свердловской области, ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», Оренбургское войсковое казачье общество. Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы общеобразовательного учреждения с учетом казачьего кадетского компонента образования [Текст]. — Екатеринбург, 2011. — С. 63.
4. Холодная М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности [Текст] / М.А. Холодная // Психологический журнал. — 1992. — Т. 13. — № 3. — С. 84–93.